Тандем - понятие театральное / Приамурские ведомости 10.12.2011/ Елена Романова

Дата: 10.12.2011


Тандем — понятие театральное 

Краевой театр драмы и комедии наконец-то обрел своего главного режиссера. 

Больше года театр оставался без одного из главных руководителей, от которого зависит довольно многое. Предыдущий главреж был освобожден от занимаемой должности по вполне объективным причинам — два спектакля, поставленные им за время работы в Хабаровске, не принесли ни кассового, ни особенного художественного успеха, а актеры вне работы над конкретными постановками оставались предоставлены самим себе, что разлагает и профессиональную, и творческую составляющие театральной жизни.

А между тем актерам, которые априори не могут творить самостоятельно, недостаточно лишь сотрудничества с приглашенными режиссерами. Иногородние постановщики приезжали в Хабаровск на несколько недель, создавали очередной спектакль и бросали его на милость зрителя, которого сложно обмануть. Любой спектакль живет только в постоянном труде над ним, и рано или поздно умирает без регулярных репетиций, режиссерской заботы, вдохновения артистов, которое они получают от работы над своими ролями в тесном взаимодействии с автором сценического действа. Для поддержания творческого тонуса, здорового сценического азарта, достаточной физической формы, профессионального роста, эстетического воспитания и поддержания должной работоспособности актерам необходим наставник, с которым они найдут общий язык и одинаковые стремления к успеху.

С приходом в театр полтора года назад нового художественного руководителя, впрочем, не один десяток лет знакомого театральному Хабаровску Николая Евсеенко, хабаровская драма стала оживать и развиваться. Последнее время здесь осуществляли постановки несколько хороших,  довольно известных режиссеров — но, увы, все они бывают в дальневосточной столице временно, оставляя после себя качественные спектакли, однако вновь и вновь покидая артистов, для которых, согласно театральной этике, режиссер является наставником, учителем, своеобразным вождем и по большому счету вторым отцом.

И вот на днях было официально объявлено, что артисты хабаровской драмы перестали быть «сиротами». Главным режиссером театра стал москвич Владимир Оренов, известный театральному Хабаровску еще с середины семидесятых годов прошлого века — в течении пяти лет он был куратором театров Дальнего Востока. Современный зритель знает Оренова прежде всего по спектаклю краевого музтеатра «Самолет Вани Чонкина», который в 2008-м году завоевал первые за всю историю региона «Золотые маски». Театральной России Оренов давно известен как режиссер, преподаватель, творческий работник на руководящих должностях нескольких отечественных театров, в том числе московского «Эрмитажа», автор и режиссер телепрограмм, посвященных культуре, на центральных каналах, член  жюрист и руководитель различных театральных фестивалей, профессиональный критик и создатель  документальных фильмов.

 Очевидно, что творческий человек не может работать просто согласно должностной инструкции. Для настоящего художественного успеха его деятельности необходима соответствующая атмосфера, совокупность многих нематериальных причин, которые дарят вдохновение и провоцируют на творческие свершения. Для театрального режиссера, в частности, очень важен доброжелательный контакт с административным руководством. Николай Евсеенко объясняет свой выбор при назначении Оренова главрежем так:

— С Владимиром Борисовичем мы знакомы с 1976 года, я ценю его за талант, работоспособность, преданность театру и, так сказать, человеческую комфортность. Для представителей творческих профессий очень важны личные взаимоотношения, которые диктуют в конечном счете ситуацию на сцене, для успешного результата важна доброжелательная атмосфера. С Владимиром Борисовичем нас связывают общее видение дальнейшего развития театра, обоюдная поддержка в творческих и административных вопросах. До последнего времени обязанности главного режиссера в какой-то мере приходилось исполнять мне, а Владимир Борисович освободил меня от них, теперь я летаю, в том числе в буквальном смысле — на днях полечу в Москву на важное мероприятие, что было бы невозможно, не появись в театре главный режиссер.

По словам Владимира Борисовича, для принятия приглашения на должность главного режиссера краевого театра драмы и комедии у него есть сразу три равнозначно важных причины:

— Первая — это сам Николай Иванович, — говорит Оренов. — Режиссеру всегда сложно найти «своих» артистов, «свою» женщину и «своего» менеджера. Идеи и творческие планы режиссера ничего не стоят без человека, который их реализует. И если первых двух я уже нашел, то Николай Иванович — тот художественный руководитель, с которым мы наконец совпали. С ним одинаково легко спорить и соглашаться, вести диалог, обсуждать как творческие, так и технические детали. Вторая причина — стечение моих жизненных обстоятельств. Последние несколько лет мы с Николаем Ивановичем ходили вокруг да около идеи моей работы в Хабаровске, а сейчас у меня появилась возможность на несколько лет уехать из Москвы. А еще я очень люблю Хабаровск, о своей любви к этому городу говорю постоянно, и даже не могу подсчитать, сколько раз приезжал сюда — наверное, несколько сотен. Знаю и люблю многих его театральных артистов. И даже мое тело любит этот город — возвращаясь из Хабаровска в Москву я обычно два-три дня кашляю, задыхаюсь в отравленной столичной атмосфере.

Примечательно, что на собрании труппы новость о назначении Владимира Борисовича вызвала аплодисменты. Театр уже некоторое время плотно сотрудничает с Ореновым. Летом здесь состоялась премьера оригинальной постановки «Представление в школе клоунов» по мотивам произведений Даниила Хармса, жанр которой сам режиссер определил как «игры для детей, детишек и деточек любого возраста». Действительно, поэзию Даниила Хармса сложно воспринимать как сугубо детскую, неоднозначное творчество этого автора находит поклонников в каждом поколении, а на сцене краевого драмтеатра между разнохарактерными клоунами разворачиваются порой совсем нешуточные страсти.

Сейчас в театре идут репетиции очередного спектакля этого режиссера по одному из серьезных произведений Фазиля Искандера. Премьера предположительно намечена на март следующего года, так что Владимиру Оренову и без назначения на новую должность есть чем заняться в Хабаровске. Однако он не собирается ограничиваться постановками спектаклей, а планирует серьезно работать с актерами. В свое время Владимир Оренов занимался телевизионной режиссурой и снял около ста пятидесяти телевизионных фильмов о театре. Сейчас он готовится начать в хабаровской драме уникальный образовательный проект - на основе этих фильмов вести профессиональную учебу артистов, совершенствовать их актерское мастерство, проводить тренинги и заниматься эстетическим образованием труппы.

— Если бы я не верил в труппу хабаровского театра, я бы не стал здесь работать, — признается Владимир Оренов. — Из него, с его художественным руководителем, артистами и техническими работниками, вполне реально со временем построить один из лучших, значительных театров России. Что необходимо для хорошего спектакля? Чтобы руководитель принял идеи режиссера, актеры смогли их воплотить, а технические возможности это позволили. Труппу нашего театра формировали разные люди, в разное время. Главное ее достоинство — она не больная, не отравленная леностью, кабатинством, вялостью. Атмосфера в театре деловая. Проблемы, конечно, есть, но это проблемы здорового растущего организма, которые можно решить.

Владимир Борисович проводит аналогию с тем, как в восемнадцатом веке мореплаватели набирали себе команду матросов где-нибудь на Кубе — основным критерием была уверенность капитанов, что с этими людьми можно выйти в шторм. Так и с хабаровскими артистами, по мнению Оренова, можно смело выходить на сцену. Режиссер утверждает, что среди драмовцев немало талантливых артистов, которые просто не успели раскрыться с другими режиссерами и приводит пример. Во время работы над спектаклем по Хармсу он обратил внимание на артистку балета Ирину Михневич и понял, что она — удивительно талантливая драматическая актриса, отправил девушку заниматься сценической речью и уже строит на нее свои далеко идущие режиссерские планы.  

Хабаровчане обычно с опаской относятся к приезжим. Вот и на встрече с труппой прозвучал вопрос, насколько постоянным окажется главреж Оренов. Аплодисменты вызвал тот факт, что режиссер планирует постоянно жить и работать здесь. А не исполнять свои обязанности, наезжая в город на Амуре время от времени.

Успешен тот театр, спектакли которого затрагивают струны души зрителя. В нашей стране таких театров мало. Известны театры, которые являются яркими для своего города, но за его пределами не достигают успеха. А есть такие, которые развиваются внутри страны, а не только своего края. Пример тому — «Самолет Вани Чонкина», которого один известный театральный критик приравнял к спектаклям Ленинградского БДТ  в лучшие его годы. «Надо брать то, чего еще не было в России, и делать это хорошо» — считает Владимир Оренов.

Творческий, профессиональный союз художественного руководителя краевого театра драмы и комедии Николая Евсеенко и его главного режиссера Владимира Оренова обещает Хабаровску сказать свое веское слово в искусстве, укрепить позиции этого храма Мельпомены на приамурской земле и прославить театр далеко за пределами родного края. Так что теперь тандем — понятие не только политическое, но и театральное.

Елена РОМАНОВА.

Фото: Ольга ПОЛОННИКОВА.

 



При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.