Край интересных спектаклей / Приамурские ведомости № 20 (7470) 27.02.2012 / Елена Романова о краевом фестивале

КРАЙ ИНТЕРЕСНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ

Сцена из спектакля "Тектоника чувств" краевого театра драмы и комедии.

И на этот раз театральный фестиваль преподнес немало открытий

 

На днях в дальневосточной столице завершился ежегодный краевой фестиваль театрального искусства среди театров Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, учрежденный губернатором края. Собственно, фестивалем это назвать трудно. Группа известных в крае и за его пределами профессионалов в области театрального и смежных с ним искусств отсмотрела несколько спектаклей в регламенте репертуара — в основном премьер последнего календарного года.

В этом году традиционно в числе членов жюри фестиваля оказались не только хабаровчане, но и гость из столицы нашей родины — театральный критик, обозреватель журнала «Страстной бульвар, 10» Александр Иняхин. Впрочем, объективно москвичей, знакомых с ситуацией как на центральных сценах страны, так и во многих уголках нашей необъятной родины, в жюри оказалось двое. Речь о новом главном режиссере краевого театра драмы и комедии Владимире Оренове, титулованном московском критике и режиссере, который давно и хорошо знаком с театральным Дальним Востоком, а с некоторых пор решил обосноваться здесь на ближайшие несколько лет. 

В завершении отсмотров жюри и их «подсудимые» собрались за «круглым столом», чтобы поделиться впечатлениями. В этом году большинство храмов Мельпомены представили на фестиваль по одному спектаклю — исключение составили лишь драмтеатры Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, выдвинувшие на суд жюри по два названия. Кстати, на этот раз в конкурсном отсмотре приняли участие несколько негосударственных театров — хабаровский «Белый театр», а также ТЮЗ «Зеркало теней» и «КнАМ» из Комсомольска-на-Амуре. 

Примечательно, что судьи не выделили одного яркого лидера в списке участников фестиваля. Если в прежние времена гордостью края считался Хабаровский краевой театр музыкальной комедии, и за ним негласно признавали большой творческий и профессиональный отрыв от всех остальных трупп, то теперь по единогласному решению критиков в Хабаровске прослеживается та же тенденция, что и в целом по стране. То есть нет какого-то самого главного и лучшего театра, но в каждом коллективе рождаются интересные спектакли. 

Краевой музыкальный театр за последний год представил две совершенно разные по сюжету премьеры — гангстерский мюзикл «Безумная семейка», который был сдан буквально в последние предновогодние дни и пока «разыгрывается», и библейскую притчу «Звезда Рождества». Последняя и участвовала в конкурсе. Жюри заметило, что спектакль много потерял от отсуствия в нем нескольких ведущих артистов, которые давно стали символами музтеатра. Но этот же спектакль раскрыл артистические и музыкальные способности Олега Исакова и Валентина Кравчука, прежде почти не занятых на больших ролях. Александр Иняхин так и вовсе отметил для себя, что с этими артистами можно петь большой репертуар — вплоть до оперы. 

Впрочем, участники «круглого стола» сошлись во мнении, что в Хабаровске не так уж востребовано понятие «музыкального театра» в его чистом виде. У нас по большому счету нет достаточного количества ни исполнителей, с соответствующим уровнем мастерства, ни публики для того, чтобы вкладывать довольно значительные суммы в постановку оперы или балета. 

Критики говорили о «Звезде Рождества», стараясь соблюсти должный пиетет, но очевидно, что это далеко не лучший спектакль музтеатра. Эта режиссерская работа бывшего худрука Леонида Квинихидзе появилась здесь не случайно и, возможно, не совсем к месту. Говорят, что Квинихидзе хотел поставить «Звезду Рождества» к 2000-летию существования христианства в виде этакой уличной мистерии где-нибудь на Поклонной Горе в Москве, но не получил разрешения от властей. Так что пришлось хабаровскому театру «отдуваться» за ущемленное самолюбие режиссера и переносить на сравнительно небольшую сцену то, что предполагалось сделать в виде массового представления. 

Хабаровский краевой театр драмы и комедии выдвинул на конкурс драматическую постановку о любви и честности «Тектоника чувств» и поэтически-пластическое шоу для детей «Представление в школе клоунов» по стихам Хармса. 

Жюри единодушно отметило, что оба спектакля стали прежде всего хорошей школой для самих артистов. В последнее время в хабаровской драме происходят заметные качественные изменения в репертуаре. Театр все дальше уходит от легко делающих кассу, но уводящих актеров от серьезной работы над ролью незатейливых коммерческих комедий, и все чаще обращается к современной драматургии, позволяющей ставить актуальные и жизненные вопросы как перед самими актерами, так и перед думающей публикой. 

Муниципальный театр «Триада» сейчас переживает свою третью молодость. Актерский состав вновь значительно пополнился совсем юными артистами, для которых работа на профессиональной сцене в первую очередь хорошая школа. «Вишневый сад» в интерпретации неизменного лидера театра Вадима Гоголькова нашел у критиков положительные отзывы. Александр Иняхин отметил, что хотя большинство артистов, больше «заточенных» на пантомиму, чем на драму, обнаруживают это в манере выговаривать текст, но зато в «Триаде» реализуется хорошая тенденция, когда юных персонажей играют их ровесники. 

О посещении Комсомольска-на-Амуре у членов жюри фестиваля составилось довольно мрачное впечатление. Единственный государственный театр города — драматический — сейчас переживает сложные времена. У театра нет своей сцены, нет постоянного режиссера, нет настоящего лидера. 

Постановками занимаются свои же актеры, отучившиеся на режиссерском отделении ХГИИК. Но все же в этой труппе критики отметили несколько ярких артистов, благодаря которым в этот театр хочется верить. 

Негосударственные труппы города юности также не вызвали особенных восторгов. Шестилетней давности постановку «Мишуткино счастье», где художник, сценарист, режиссер — одна и та же женщина, в театре со сложным названием ТЮЗ «Зеркало теней», Иняхин назвал «чес для трехлетних детей». С этим спектаклем можно круглый год колесить по садикам, школам, деревенским клубам. Главная же мораль сказки про Мишутку, который любит лениться, что лучшее лекарство против лени — это халява. 

Авторский театр Татьяны Фроловой «КнАМ» представил на суд новое творение своего режиссера, все чаще увлекающейся оформлением спектаклей видеоматериалами. Общение шестнадцатилетнего подростка и пожилой женщины разыгрывается на экране едва ли не в большей степени, чем собственно на сцене. 

Немало добрых слов было сказано о не знакомом широкому зрителю, но очень близком узкому кругу истинных почитателей экзистенциализма хабаровском «Белом театре». Критики посмотрели едва ли не первое детище «Белого...» — «Контрабас», который идет здесь уже двенадцать лет. 

Александр Иняхин заметил, что театр постепенно перестает быть кафедрой и такие небольшие сообщества, как «Белый театр», становятся очагом, собирающим вокруг себя мало людей, но рождающим и объединяющим новую культуру чувств, и за это надо бороться. Критик рассказал, что расписался в соответствующей петиции, призванной сохранить за театром помещение в центре города, — не в первый раз над труппой нависла угроза выселения из-за не-возможности вносить неподъемную для этого маленького коллектива арендную плату. 

Единодушное одобрение жюри вызвало происходящее в хабаровском ТЮЗе. Этот театр объективно отличается от всех остальных многообразием репертуара. Наряду с детскими сказками здесь идет много как классических, так и современных постановок для молодежи, немало серьезных и актуальных спектаклей играется на малой сцене. 

«Изобретательная влюбленная» — недавняя премьера зажигательной костюмированной испанской комедии — получила только положительные отзывы. Александр Иняхин отметил в этом спектакле слаженный актерский ансамбль, поколенческое отношение к материалу — в спектакле заняты только молодые артисты, которые играют своих ровесников, пылких юношей и страстных девушек и чувствуют их, как самих себя. Заметил критик и то, что актеры нашли, так сказать, общий язык с довольно непростым текстом, он звучит с чувственной наполненностью и становится помощником актерской игре. 

Традиционно наименьшее внимание получил хабаровский краевой театр кукол — как ни печально, до сих пор сохраняется тенденция считать театр кукол чем-то не заслуживающим серьезного театрального внимания, несмотря на то что в конкурсе участвовала урбанистическая сказка «Живая вода», рассчитанная на семейный просмотр и действительно интересная не только малышам, но и их родителям. 

В перерыве между отсмотром конкурсных спектаклей Александр Иняхин встретился с хабаровскими актерами, режиссерами, педагогами и их будущими коллегами — студентами театрального факультета Хабаровского государственного института искусств и культуры. 

Эта встреча не носила какого-либо официального статуса и не ограничивалась жестким регламентом. Александр Иняхин долго и подробно рассказывал хабаровской молодежи (а именно студенты составили большую часть аудитории) о том, что сейчас происходит в театрах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. 

На своей малой родине нам практически неоткуда черпать знания и опыт о современных тенденциях режиссуры, актерской игры, постановочной части. Не многим и весьма нечасто удается попасть на фестивали или мастер-классы где-то в центре страны. Московские труппы привозят сюда в подавляющем большинстве лишь дешевые антрепризы с минимумом реквизита, обычно полным отсутствием интересной настоящему театралу, актуальной режиссуры и сомнительной литературной ценности сюжетами. Поэтому хотя бы услышать из первых уст, как поставлены, оформлены, сыграны и приняты публикой и критикой спектакли в известных, признанных десятилетиями творческой деятельности театрах и в молодых, ищущих свой стиль и своего зрителя мастерских, — для нас уже немало. 

В завершении «круглого стола» Владимир Оренов назвал Хабаровск «городом, где слышен гул мотора»: 

— В каждом театре, кроме «Зеркала теней» из Комсомольска-на-Амуре, ведется честная работа, — заметил он. — Это очень перспективно. Наиболее ровно это происходит в хабаровском ТЮЗе. Это неудивительно — у этого корабля один капитан, сильные коллеги, они вышли на контакт с Европой... В музыкальный театр вернулся режиссер Кричмар, скоро опять приедет Анна Фекета. В драме начали серьезную работу, и уже знаем свой репертуар до следующего нового года. Видны усилия и труд у «Триады». Комсомольскому-на-Амуре драмтеатру нужен свой постоянный режиссер, сильный руководитель, а хорошие артисты там уже есть. 

Владимир Оренов признался, что за последние годы нигде, кроме Хабаровска, не видел, чтобы все театры города существовали в таком рабочем ритме и с перспективой, как у нас. А еще заметил деструктивную тенденцию среди коллег по цеху, служащих одному искусству, но в разных его храмах. По наблюдениям режиссера, у нас, как впрочем и в других городах, еще сохранилась тенденция с пренебрежением или просто равнодушием относиться к тому, что происходит в других театрах, кроме своего. 

Примечательно, что такая особенность в меньшей мере коснулась молодежи. Молодые артисты, наоборот, ходят друг к другу на спектакли, что, конечно, только лучшим образом складывается на актерском росте. Оренов мечтает о том, чтобы в Хабаровске возникла некая театральная система, ведь наши театры уже объединяют, например, художники, которые делают спектакли не только по месту хранения трудовой книжки но и по приглашению режиссеров со всего города. 

Владимир Оренов утверждает, что серьезный театр может возникнуть в атмосфере творческой конкуренции и человече-ской дружбы, а пока репетирует следующую премьеру краевого театра драмы и комедии с артистами музыкального и вводит на роли в своем спектакле в музтеатре актеров из драмы. 

Итоги краевого фестиваля театрального искусства будут подведены накануне Международного дня театра, который отмечается 27 марта. Тогда станут известны победители во всех номинациях, которые получат премии от губернатора Хабаровского края.

Елена РОМАНОВА

 

 

Источник: Приамурские ведомости № 20 (7470) 27.02.2012



Информация опубликована: 28.02.2012 58:27


При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Разработка и сопровождение сайта alkis27