Крупнейший в нестоличной России театр открывает сезон в Хабаровске / priamurka.ru

28.10.2013

О том, чтобы объединить Хабаровский краевой театр драмы и комедии и краевой музыкальный театр в одно учреждение, начали говорить два года назад. Когда выяснилось, что кадровая проблема в культуре актуальна не только среди рядовых исполнителей творческих изысканий художественного руководства театров, но и его, руководства, самого.

В последние годы, пожалуй, самый авторитетный в Хабаровске профессионал в этой области Николай Евсеенко фактически возглавлял художественную и административную части двух главных государственных театров края. Но каждый из храмов Мельпомены по-прежнему существовал автономно. Некоторые признаки совместного творчества, впрочем, имелись и до создания «Объединения музыкального и драматического театров». Актеры театра драмы и комедии участвуют в некоторых постановках музыкального и наоборот, а балетмейстеры, композиторы и режиссеры всегда курсировали между двумя труппами в зависимости от требований к постановочной части того или иного спектакля.

Всему этому необратимому и очевидно здоровому процессу не хватало только определенной узаконенности и системного подхода. Но кроме собственно творческого взаимообогащения, в объединении двух крупнейших очагов театральной культуры Хабаровска есть и весомые экономические и административные плюсы.

— Это событие мы восприняли неоднозначно, — говорит руководитель объединения Николай Евсеенко. — Есть в нем очевидные плюсы, прежде всего с точки зрения более рационального использования финансов и управления. Для краевого министерства культуры преимущество объединения в первую очередь в том, чтобы выстраивать более внятную и простую схему управления, проще координировать различные проекты, быстрей решать некие задачи. Для самих театров очень важно объединить ресурсы, чтобы работать успешнее. Исключается дублирование функций как административных сотрудников, так и цеховых. Объединение позволит укрепить различные подразделения — постановочную часть, цеха. Например, в одном театре есть станок по металлу для изготовления декораций, а в другом его нет. Прежде приходилось просить у коллег или обходиться. Теперь подобные вопросы можно будет решить быстрее и качественнее.

Краевой музыкальный театр отличается от драматического в том числе своими площадями. На высвободившиеся при объединении средства здесь можно лучше оснастить ставшие общими мастерские. Другую часть сэкономленных денег предполагается потратить на жилье для артистов — это позволит укреплять труппы новыми актерами, которых сложно заманить на Дальний Восток без особых материальных перспектив.

Но, по словам Николая Евсеенко, в слиянии двух коллективов есть и минусы — здесь речь идет о возможном столкновении честолюбий, как административных, так и творческих. Люди искусства обладают более тонкой душевной организацией, случаются проявления ревности, повышенного самомнения, выяснения, кто талантливей или главней…

— С этим нам предстоит разбираться, но мы постараемся сделать так, чтобы всем было хорошо, — говорит Николай Иванович. — А в первую очередь — зрителю, ведь по большому счету все, что мы делаем, — для него. При этом безусловно важно сохранить «лицо» каждого театра. Чтобы оба могли оставаться самими собой и стать в своих жанрах более успешными и яркими.

Главный режиссер объединения Владимир Оренов видит в народившемся альянсе огромные возможности прежде всего для творческого развития артистов и местного театрального искусства в целом.

— Мы потихоньку начинаем идти путем лучших мировых театров, — утверждает режиссер. — А именно к синтетическому искусству, объединяющему на одной сцене актерскую игру, музыку, вокал, балет, пантомиму… Немаловажно, что у нас появился единый центр планирования репертуара, и мы можем делать совместные проекты двух театров. Приходилось слышать претензии к артистам музтеатра насчет их слабой драматической подготовки, нереалистичной игры, неестественных голосов, появляющихся благодаря привычке к классической оперетте. Актеров театра драмы и комедии обвиняли в непластичности, слабой хореографической подготовке, у них недостаточно поставлены голоса для вокала… Теперь мы можем усилить спектакли музтеатра сильными драматическими артистами и наоборот.

— Маленький взвод не возьмет высоту, а полк возьмет. Так в военное время на фронте объединяли, например, пехоту с артиллерией, чтобы победить, — проводит аналогии Владимир Оренов. — Есть режиссеры, для которых не важно музыкальное и пластическое оформление в драматическом спектакле, есть и такие, кого не интересует актерская игра на сцене музтеатра. Я, как режиссер, сейчас нахожусь в совершеннейшей творческой эйфории, видя огромные перспективы нашего объединения. Кстати, это крупнейший театральный центр в нестоличной России.

В минувшие выходные почти одновременно в обоих театрах открылся новый сезон. Как всегда, начало театральной жизни в Хабаровске сопровождается яркими премьерами, отдохнувшими и набравшимися творческого запала артистами, соскучившимися за лето по волшебству сценического действа зрителями.

Краевой театр драмы и комедии начал очередной сезон с воодушевлением — накануне спектакль «Широколобый» получил премию имени Олега Ефремова за лучшую режиссуру на престижном международном театральном фестивале «ПостЕфремовское пространство» в городе Березняки Пермской области.

Первая премьера этого года — «Скупой» по комедии Мольера открыла сезон классики в театре. Примечательно, что в прошлом году здесь не поставили ни одного классического русского произведения, а премьерный репертуар нынешнего построен на проверенных временем пьесах отечественных и зарубежных классиков.

«Скупой» по версии его режиссера-постановщика Владимира Оренова — попытка доказать хабаровскому театру и его зрителю, что смешны могут быть не только переводные бульварные пьесы, которых мы уже насмотрелись в прошлые годы, но и классические комедии из минувших веков. Причем действие происходит не только на сцене — перед началом спектакля зрителей встречают переодетые в попрошаек актеры, которые просят милостыню, тем самым проверяя щедрость гостей театра, а в антракте в фойе устраивают дискотеку веселые нищие.

Следующая премьера, запланированная на 15 ноября, — «Беда от нежного сердца» по мотивам самого популярного водевиля XIX века, написанного Владимиром Соллогубом, и одного из юмористических рассказов Чехова. Режиссер — Алексей Серов (г. Санкт-Петербург).

Тему не стареющих в веках авторов продолжат «Игроки» Чехова в постановке известного в России и Европе режиссера Линаса Зайкаускаса. В завершение премьерного марафона, после новогодних праздников в театре ожидают легендарного российского режиссера Марка Розовского, который поставит в Хабаровске «Бедную Лизу» Карамзина.

Одновременно в театре драмы и комедии открывается долгожданная Малая сцена. Особенность этой сценической формы в том, что она может служить площадкой для актерских и режиссерских экспериментов, что невозможно в большом зале государственного драматического театра. В первом для этой площадки сезоне здесь планируется не только продолжить тему русской классики спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, для работы над которым к нам приедет частая в последнее время гостья Хабаровска московская актриса, драматург и режиссер Татьяна Уфимцева, но и обратиться к разноплановому материалу отечественных и иностранных авторов современности.

Актер Хабаровского краевого театра драмы и комедии, в свое время поставивший здесь несколько спектаклей — некоторые из них до сих пор собирают полные залы, Владимир Паршев уже приступил к репетициям пьесы «Возчик» современного московского драматурга Виктора Калитвянского.

Туда же, на Малую сцену, переедет бенефисная работа артистов театра Дмитрия Кишко и Анжелики Мельничук, спектакль «Крутится, вертится…» по мотивам классических английских сюжетов, который они подготовили и показали в качестве подарка себе и поклонникам на свой юбилей в конце мая. Владимир Оренов вместе с артистами, выступившими в майской постановке сами себе режиссерами, доведут этот сборник траги-комических историй до его окончательного сценического воплощения.

Краевой музыкальный театр открыл занавес навстречу 88-му сезону юбилейным, тысячным, показом бессмертной «Сильвы». 14 октября 1926 года театр начал свою жизнь именно с этой постановки, которая пережила восемь режиссерских решений. Сегодняшний, восьмой, вариант держится на сцене уже четверть века. Классическая оперетта Кальмана, без которого не обходится, наверное, ни один музыкальный театр России, по-прежнему собирает полные залы.

А сразу после «Сильвы» поклонников хабаровского музыкального театра ждет еще одна классическая оперетта — «Роз Мари». Сейчас над первой премьерой сезона вместе с артистами работают режиссер Вадим Паршуков, композитор Дмитрий Голланд, балетмейстер Ольга Козорез, а также главный художник Свердловского театра музкомедии Сергей Александров.

В начале декабря в музтеатре состоится долгожданная премьера, которой Владимир Оренов в соавторстве с известным российским бардом Юлием Кимом занимались около года. Этот творческий тандем зарекомендовал себя в Хабаровске спектаклем «Самолет Вани Чонкина», — обладателем двух «Золотых масок». Песенная опера «Стаканчики граненые», прежде не игравшаяся ни на одной сцене, призвана разнообразить репертуар музыкального театра современным и оригинальным произведением.

Накануне новогодних праздников в театре планируют зажечь свет рампы для «Подлинной истории поручика Ржевского», которую хабаровчанам расскажут петербуржцы — режиссер Алексей Серов и композитор Владимир Баскин.

Словом, планов у обоих театров громадье. И вполне вероятно, что объединение двух храмов Мельпомены в одно полноценное, самобытное и многожанровое царство игры и музыки, даст новые творческие импульсы, которые приведут к интересным спектаклям.

Елена РОМАНОВА.

фото Игорь ЧУРАКОВ.

 

Источник: priamurka.ru 28.10.2013



При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.