Непростая судьба "простака" / "Приамурские ведомости" №№ 25-26 (7275-7276) / артист Дмитрий Кишко / Елена Романова

24.02.2011

Непростая судьба «простака»

Несмотря на то что К. С. Станиславский еще сто лет назад развенчал существовавший тогда театр амплуа, заменив его своей системой, основанной на искусстве переживания, а не представления, в наши дни тенденция навешивания на актера еще на старте его карьеры того или иного ярлыка сохраняется. По-прежнему многие актеры становятся заложниками своей психофизики, вынужденные играть одни и те же типажи всю свою творческую жизнь, от институтской аудитории до прощального бенефиса. 

Но как показывает практика, при желании, особенно при появлении в труппе внимательного, широко мыслящего режиссера, актер, специализирующийся на определенных ролях, может не менее успешно вжиться в совершенно иной образ. 

Хабаровский краевой театр драмы и комедии знает такие примеры. В прошлом году артист Виктор Асецкий, играю­щий восторженных любовников и юношей бледных со взором горящим, удачно дебютировал как яркий характерный актер в феерической комедии переодеваний «Примадонны».

Главный герой этой пуб­ликации — артист хабаровской драмы Дмитрий Кишко — заложник амплуа простака. Хотя на самом деле в его внешности нет особенно ярко выраженных комических черт. Ну да, он не тощ и не бледен. Но при этом не румян и не пузат. Однако роли, которые достаются ему в крае­вом театре драмы и комедии, — сплошь комические простаки. 

Сам Дмитрий доволен предлагаемой ему работой, но не видит свой потолок в воплощении подобных персонажей. Вспоминает, что однажды играл даже трагедию — в конце прошлого века в спектакле «Челядь» играл слугу, который убивает своего хозяина и переживает по этому поводу безмерные страдания. Но это было еще на заре его службы в хабаровском театре драмы. 

Вообще-то Дмитрий подсчитал, что нынешний его приход в этот театр — уже четвертый. Время от времени он решал для себя — хочет ли прожить актерскую судьбу? Одно время сотрудничал с известным хабаровским драматургом Константином Костенко. Собравшись в творческое объединение «Натюрлих», они читали стихи, поставили моноспектакль, которому суждено было видеть свет рампы всего три вечера подряд… Дмитрий Кишко немного работал в театре пантомимы «Триада», в хабаровском ТЮЗе, но понял, что как артисту ему все же ближе драматический театр. 

В один из своих уходов из краевой драмы работал на радио. Внешне коммуникабельный человек, оптимист, шутник, Дмитрий обнаружил, что по характеру он все же одиночка. 

— Я люблю работать с мик­рофоном, общаться с текстом, — признается Дмит­рий. — Работа актера на публике и в звукозаписывающей студии — это два разных способа самореализации. Озвучивая фильм или читая рассказ, ты работаешь не с неким образом, как в теат­­­ре, а с целым произведением. Мне нравилось озвучивать передачи и фильмы о природе. Было забавно оживить картинку, которую нарисовал автор. 

Чем занимается в театре драматический актер? Станиславский дал этому четкое определение: «жизнь человеческого духа на сцене». Дмит­рий вспоминает другое изречение одного из своих любимых писателей: «Хочешь быть мастером — макай свое перо в правду, ничем другим не удивишь». И хотя он понял для себя, что французскую комедию интересно сыграть один раз, а не тогда, когда такие пьесы идут в репертуаре одна за другой, Дмитрий, несмотря на внешнюю схожесть своих персонажей, старается каждого из них сделать индивидуальным. А раз уж его считают исключительно характерным актером, надеется в будущем получить хотя бы роль комического злодея или мошенника. Не всегда же быть слишком хорошим. 

Сам артист тяготеет к совсем иному репертуару. Среди его любимых авторов такие мастера серьезной драматургии и прозы, как Шукшин, Вампилов, Довлатов, Чехов, Достоевский, Гоголь, Булгаков, Горький… 

Однако, несмотря на мнение о собственном, гораздо более широком актерском диа­пазоне, он никогда не просит ролей. 

Сегодня, 23 февраля, в теат­ре играют очередную премьеру — искрометную комедию «Боинг-Боинг» по пьесе Марка Камолетти. Этот драматург знаком российским и зарубежным театрам давно. Мастер комедии положений Марк Камолетти считается одним из самых популярных авторов так называемой коммерческой драматургии. Под эту категорию подпадают произведения, где нет глубинных смыслов, обсуждения общемировых проблем, высокоморальных подтекстов, трагики или пафоса. 

Комедии Камолетти рассчитаны на то, чтобы развлечь публику, отвлечь от накопившихся житейских проблем. Обычно действие основано на любовных переживаниях, когда героям в течение небольшого отрезка времени предстоит испытать приключения, неожиданные повороты сюжета и в итоге — всегда счастливую развязку. 

«Боинг-Боинг» занесен в Книгу рекордов Гиннесса как пьеса французского автора, чаще всего ставящаяся за рубежом. И если для Хабаровска Камолетти — это открытие последних лет, то весь мир давно и с большим успехом добавляет в репертуар произведения этого оригинального автора. 

Режиссер спектакля Вадим Паршуков считает, что озвученная в пьесе тема выбора, который решает всю судьбу человека, поиск ответа на воп­рос: «Где та единственная, которую я ищу?», тема любви и обретения простого человеческого счастья — самая лучшая. Сейчас по-прежнему ставят проблемные спектакли, загружают зрителя серьезными произведениями. Но иногда хочется прийти в театр просто отдохнуть. Вадим Паршуков недавно уже ставил «Боинг-Боинг» во Владивостоке и по договоренности с директором хабаровской драмы занялся постановкой этой пьесы и у нас. Правда, в хабаровском спектакле совсем иная сценография, мизансценические решения… Поэтому спектакль идет в двух составах — в одном заняты самые юные актеры теат­ра, в другом — представители более старшего поколения. 

— Сейчас в мире идет подмена понятий, — сокрушается режиссер. — Понятие «любовь» заменили вульгарным словом «секс». Хочется вернуть людям это великое слово — «любовь». 

В этом спектакле Дмитрию Кишко досталась опять-таки роль простака. Но по ходу пьесы выяснится, что именно его персонаж — такой несуразный, наивный и восторженный поклонник моральных ценностей и духовных идеалов — и есть главный герой, что на таких вот простаках держится мир. И «Боинг-Боинг» докажет, что в театре играть — не комедию ломать. 

Елена РОМАНОВА. 



При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.