История одной любви / Приамурские ведомости №№ 47-48 (7297-7298) 6.04.2011 / о премьере спектакля "Тектоника чувств" / Елена Романова

История одной любви

Приамурские ведомости №№ 47-48 (7297-7298) 6.04.2011

В Хабаровском краевом теат­ре драмы и комедии состоялась премьера спектакля, жанр которой определен режиссером как «история любви в двух действиях».

Это уже вторая работа в этом сезоне московского режиссера Никиты Ширяева. В отличие от его первого опыта на хабаровской сцене с классическим «Горе от ума» на этот раз нас ожидает встреча с пьесой «Тектоника чувств» известного в мире драматурга Эрика-Эммануила Шмитта, написанной в начале третьего тысячелетия.

Особенный интерес вызывает актерский состав спектакля. Для постоянных зрителей Хабаровского краевого театра драмы и комедии подбор действующих лиц и исполнителей несколько неожидан. Так, актер Дмит­рий Кишко, специализирующийся исключительно на комических простаках, становится главным героем, которому предстоит пережить немало драматических, а то и трагичных сцен. Всегда ярко характерная Анжелика Мельничук открыла очередную грань своего дарования в роли изрядно пожившей на свете циничной проститутки, но при этом, как ни странно, благородной женщины. А замеченная прежде в ролях влюбленных девочек Валентина Любичева неожиданно точно вписалась в роль успешной, расчетливой, но при этом страстной и ранимой женщины бальзаковского возраста.

Сценография в «Тектонике чувств» является весьма условной, унифицированной. Так что главным выразительным средством спектакля становятся актеры, которые сами лепят сценическое пространство, как и задействованная в постановке танцевально-пластическая группа.

Несколько разнокалиберных сооружений, напоминающих причудливой формы банкетки на колесиках, рольставни на заднике — все, что требуется для построения на сцене разных квартир, кафе, массажного салона… Танцевальные номера в постановке главного балетмейстера театра Андрея Крылова превращают монтировку в полноценное пластическое оформление переживаемых героями событий. Зрителю легко угадать, где именно происходит очередное явление, а актерам — обыгрывать декорации, которые зачастую помогают выразить обуревающие персонажей чувства и эмоции.

«Тектоника чувств» — очень понятное, но при этом довольно сложное произведение. Сложность заключается в том, что за два с половиной часа действующие лица успевают совершить множество поступков, пережить весь спектр чувств, от страстной любви до всепоглощающей ненависти, от непомерной гордыни до униженной мольбы.

Благодаря сложно закрученному сюжету каждый зритель увидит и услышит в этой пьесе те слова и события, которые интересны или знакомы именно ему, сделает собственные выводы из поступков героев. И, возможно, сможет решить некие личные проблемы, примерив происходящее на сцене к своей реальной жизни.

Никита Ширяев в этой пьесе увидел максимализм гордости, еще один результат непонимания, так часто возникающего между мужчиной и женщиной. «Мы все хотим, чтобы человек, который со мной рядом, был моей породы, — объясняет свое понимание проблемы режиссер. — Поэтому бьемся друг с другом».

Но покуда не упразднятся гендерные различия между людьми, этой битве не будет конца. Как не будет и абсолютного взаимопонимания между такими сложными человеческими системами, как мужчина и женщина.

В этой пьесе нет классического хеппи-энда, зато есть четко выраженная мораль. Автор рассматривает одну из важнейших проблем, которая слишком часто в реальной жизни разбивает самые крепкие и искренние любящие пары. Психологи давно выяснили, что мужчины и женщины по-разному воспринимают объективную реальность и происходящие в ней процессы. И если мужчина обычно выражает свои мысли предельно конкретно, не вкладывая в собственные слова скрытых подтекстов и вторых смыслов, то женщины зачастую склонны искать проблему там, где ее нет, и делать далеко идущие выводы, додумывая сказанное мужчинами по собственному разумению.

Так и в «Тектонике чувс­тв» — Диана устраивает свое­му жениху Ришару провокацию, надеясь с помощью невинной, по ее мнению, хитрости опровергнуть свои, как выяснится позже, беспочвенные подозрения. Но человек редко соглашается быть пешкой в чужой игре. Обычно каждый из нас осознает себя полноценной личностью с собственным мнением и чувствами. Так и Ришар становится заложником своей гордыни.

Название пьесы «Тектоника чувств» — не просто игра слов. Об этом в финале говорит главная героиня: «Чувства смещаются, как земная кора. Когда она приходит в движение, возникают сильные приливы, землетрясения, цунами, извержения вулканов... И мы только что пережили эти стихийные бедствия. Из гордости, из неуместной спешки я стала манипулировать чувствами и спровоцировала катастрофу. …Глыбы чувств плавают и перемещаются на поверхности, но мотор коллизий продолжает работать, огонь — подниматься из глубин, существует и радиоактивный перегрев, и расплавленная лава…».

Кто же виноват в том, что два человека, бывшие когда-то одним целым, вдруг стали самостоятельными единицами, разрушившими так долго и кропотливо взращиваемую любовь, обрекли себя на вечные страдания, одним неверным шагом не оставив отходных путей и возможности обретения общего счастья?

Ответ на этот вопрос хабаровский зритель узнает, посмотрев спектакль «Тектоника чувств» в театре драмы и комедии уже в новом театральном сезоне.



Информация опубликована: 08.04.2011 29:43

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.