Состоялась премьера спектакля "Убийца". В добрый путь, светлый спектакль на темную, страшную тему!

Дата: 04.02.2012


 4 февраля 2011 года в Хабаровском краевом театре драмы и комедии состоялась необычная премьера. Сюжет спектакля по пьесе Александра Молчанова, представителя «новой драмы», взят фактически из подворотни. И именно там, в этой самой подворотне, неоднократно звучит: «Быть или не быть?»… И вопрос этот задает не Гамлет - принц  датский, известный вот уже 400 лет с легкой руки Вильяма Шекспира, а мальчишка – студент,  как и все мечтающий о хорошей, красивой жизни.  Чей-то сосед. Чей-то приятель. Он живет с нами рядом. Здесь и сейчас. Он сталкивается с теми же проблемами, что и нынешние «пацаны», приехавшие в «большой город» из глубинки. Здесь и сейчас он решает: "Убить или не убить?!"

Он далеко не дурак и любит читать, но не прочь заработать «легкие деньги». Только в силу возраста еще не понимает, что настоящие деньги «легкими» не бывают и… за все надо платить. Только вот «плата» оказывается неожиданно жестокая. Страшная. Убийство. Даже писатели в книжках такого придумать не смогли. А Сека – «хозяин жизни», фартовый парень (Сергей Гвинеев) - придумал.

Как с проблемой карточного долга и расплаты справился главный герой  спектакля Андрей ( Михаил Тулупов) узнали зрители, которые присутствовали сегодня на премьере спектакля. Какую роль в его судьбе сыграла Оксана (Ксения Огурцова) и чем закончилась драматическая история, мы рассказывать не будем, поскольку надеемся, что каждый молодой человек обязательно увидит все собственными глазами и сделает свои собственные выводы. Надеемся, верные выводы.

Можно назвать наш спектакль со страшным названием "Убийца"  - предупреждением. Разговором по душам о том, что у любого человека в любых обстоятельствах есть несколько путей. Главное – выбрать верный. Даже если он сложный и неказистый, неудобный или, как говорят поэты, тернистый. А если говорить просто – трудный. Порой - очень трудный. Но он единственно верный. Недаром на афише спектакля изображена дорога.  И это отнюдь не гладкая скоростная трасса.

Режиссер Максим Кальсин рисковал, взяв этот  материал. Рисковали вместе с ним и мы. Работа шла очень трудно - и по признанию режиссера, и по оценке артистов. Но тем слаще победа, когда она достается нелегко. Максим Георгиевич открыл нам новые грани нашего театра, другой язык и стиль обращения в зрительный зал. Работа режиссера достойна высшей похвалы и благодарности: за терпение, за упорство, за свое, яркое оригинальное видение и такт. Браво!

Особого внимания достойны артисты. Такими мы их еще не видели.

Главные действующие лица: Михаил Тулупов и Ксения Огурцова, правдивы и искренни настолько, что зрителю приходят в голову разные мысли - откуда в них, молодых, успешных, талантливых, столько понимания? Не приходилось ли сталкиваться с подобной ситуацией? Не надо ль было "выживать" в этом жестоком мире? Кому-то что-то доказывать? Цепляться и карабкаться? Сколько таких Дюш и Оксан бродит по улицам и ждет счастья. Мечется и ищет правды, решается или не решается на поступки... Их вынужденное союзничество, начинаясь с грубого и жесткого неприятия превращается во что-то доброе и теплое. Как чиста сцена в бане, как трогательна наивно-романтичная сцена ночи. Благодаря балетмейстеру Андрею Крылову многие сцены приобретают поэтический смысл и форму. Но  в драматических моментах Андрей жесток и беспощаден. И как всегда - бесконечно талантлив!

То импульсивный и резкий, то нежный и нерешительный Михаил Тулупов создает, складывает, собирает своего героя по крупицам, по клеточкам, по капелькам. Порой даже кажется - по каплям собственной крови, так драматичны бывают мгновенья спектакля, когда герой борется с собой. Со своими переживаниями и своими чувствами. 

Действия, поступки и резкие "фразочки" нескладной, грубоватой Оксанки в исполнении Ксении Орурцовой настолько понятны, что зритель не обращает внимания на ее защитную реакцию, а с первых минут видит ее добрую душу. Ей и самой-то тошно и от сленга, и от собственного вида... Но обстоятельства - выше. Сильнее. И что с этим делать она не знает.

Сергей Гвинеев. Его Сека - холодный и расчетливый делец. Такой и сам легко убъет. Сбросит в пропасть и не вспомнит. Сколько их ходит рядом и провоцирует молодох на опрометчивые поступки?! Актеру удается пронзить зрителей холодным взглядом. Заморозить холодным жестким, не терпящим возражений, тоном. Прекрасная работа. Страшная. Ледяная.

В спектакле есть исполнители массовых сцен. И если слово "масса" иногда обижает артистов, то в этом спектакле они действительно - масса. Их люди-мебель, люди-калькуляторы,  люди-зомби, люди-машины, люди-безликая маса, люди-зверинная стая... страшны. Они подначивают и провоцируют, они подгоняют и догоняют,  они вовсе не люди. Масса. Без собственных мыслей и целей, желаний и мечтаний. Жестокая, страшная. Прекрасная работа артистов: Андрея и Сергея Красновых, Антонины Белан, Анастасии Зарецкой и Алексея Малыш. Троим из них еще предстоит работать главные роли в другом составе. Они пока накапливают и готовятся... 

Анжелика Мельничук. Единственная "взрослая" роль в спектакле. Прекрасная работа, понятная и точная. Анжелика играет маму, которая сделала единственно важный поступок в жизни сына - родила его. Дальше, судя по всему, он рос сам по себе, и только Господь Бог уберег его от неблаговидных поступков в детстве (если не считать воровство книжек из библиотеки). Вероятно эта мама пыталась хоть как-то содержать семью, сводить концы с концами, пока отец занимался чем-то там своим, конечно "страшно важным". Он вроде даже присутствует в нашем спектакле, этот отец-газета, отец-телевизор, отец-железяка... Он где-то там - на приветствие приехавшего издалека сына даже не поднимает глаз. А мама... продолжает тянуть семью, даже магазин открыла. Кто-то ведь должен! У них с Дюшей даже какие-никакие традиции есть. И она даже делится ими с этой чужой девчонкой - вроде однокурсницей Дюши. И даже пытается понять. И понимает, как ни странно.

Загружается плеер ...

Спектакль рождает рой мыслей. Радует актерскими работами и смыслом. Слегка шокирует поначалу слэнгом (на улице-то он привычно неприятен), но без него нельзя. Ведь сюжет взят из подворотни. Той, что рядом с вами. Подсмотрел и подслушал его автор - Александр Молчанов. Оказывается действительно можно говорить о высоком простым языком. Языком улицы. Спасибо драматургу за это открытие.

Спасибо всем! Всех с премьерой!!! Всех с удачной премьерой, можно сказать смело. Без ложной скромности.



При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.