Анжелика и театр / Приамурские ведомости № 70 (7665) 03.07.2013 / интервью с А.Мельничук - Елена РОМАНОВА

Дата: 03.07.2013


 Творческое кредо ведущей актрисы Хабаровского краевого театра драмы и комедии Анжелики Мельничук — универсальный артист.

Наверное, в каждом коллективе есть люди, на которых он, собственно держится. Одни приходят на смену другим, но всегда существует остов, состоящий из самых крепких и незаменимых. В Хабаровском краевом театре драмы и комедии одна из таких творческих единиц, составляющих лицо театра и дух его сцены, — Анжелика Мельничук, недавно отметившая свой юбилей бенефисным спектаклем.

Актерская судьба Анжелики на редкость гармонична. Пожалуй, у нее нет ни одной роли, в которой она бы смотрелась не на своем месте — будь то проходной эпизод или центральный персонаж. Что бы ни предлагали ей режиссеры — юную прелестницу, женщину трудной судьбы или возрастную даму — для каждой Анжелика находит свой способ существования, где им обоим, и актрисе, и ее героине, комфортно и интересно.

Анжелика Мельничук принадлежит к той породе людей, которые с рождения знают, чему посвятят свою жизнь, и с первых шагов движутся к цели. У нее никогда не возникало сомнений в своем актерском будущем. Все детство Анжелика провела в хабаровских театрах, особенно в ТЮЗе и драматическом, ходила по многу раз на одни и те же спектакли, знала их наизусть и мечтала иметь какое-то отношение к сцене, хоть стулья выносить. Успехи в самодеятельности подкрепили детскую уверенность, и после школы она поступила в Дальневосточную академию искусств — подумывала о столичных театральных вузах, но мама не отпустила дальше Владивостока.

— Это было неимоверное счастье! — вспоминает Анжелика. — На курс набирали всего пять девочек, и при конкурсе шестьдесят человек на место я поступила с первого раза. Годы учебы были самыми счастливыми в моей жизни. Я каждый день думала о том, какое счастье, что я поступила, что я здесь учусь…

Однако после распределения на Сахалин Анжелика заскучала. Смутные годы упадка театральной культуры среди зрителя несколько угнетали. Анжелика вспоминает огромную вывеску «Видеосалон», растянутую по фасаду Южно-Сахалинского театра, толпы зрителей, спешащих на второй этаж, и три — четыре верных театралов в партере. Зарплату не выдавали месяцами. Между тем пришла пора появиться на свет дочке Анжелики, и она отправилась к родителям в Хабаровск вместе с мужем-актером.

На Сахалин они так и не вернулись. Как и во все времена, тогда в драмтеатре ощущалась нехватка молодых мужчин-артистов. Нередки были случаи, когда ради приобретения нового артиста в театр приглашали и его жену. Так и эту семейную пару приняли в труппу хабаровской драмы, в которой, впрочем, Анжелика не стала балластом. Наоборот, в каждом сезоне ей предлагали большие, интересные роли.

— Когда мы пришли в этот театр, здесь была дружелюбная атмосфера, — рассказывает актриса. — Не было ни слез, ни разочарований, наоборот, нам все помогали.

Правда, в последнее время речь больше идет об эпизодах или ролях второго плана — чьей-то мамы, подруги, одной из толпы, что неудивительно для актрисы средних лет. Авторы пишут пьесы по большей части для молодых девушек, редко для дам бальзаковского возраста. Как бы ни ощущала себя артистка в душе, рано или поздно сцена сама выталкивает ее из рядов юных нимф и переодевает в маму или бабушку, поселяя на втором плане, подальше от рампы, поближе к кулисам.

В богатой коллекции ролей, собранной Анжеликой за годы службы в театре, попадаются и те, что дались тяжким трудом, и те, которые оставили впечатление безусловного актерского счастья.

Лет десять назад в театре ставили «Вишневый сад». Анжелику назначили одной из трех Раневских, но ближе к сдаче спектакля выяснилось, что на премьере она играть не будет. Актриса расслабилась, почувствовала какую-то легкость, вышла на прогон в приподнятом настроении, лишенном напряженного чувства ответственности, которое подчас мешает ощущать себя комфортно на сцене, принялась импровизировать, дурачиться — так, что коллеги за кулисами и в зале смеялись в голос. Тогда режиссер Николай Елесин сказал, что так и надо играть, это и есть Чехов. На премьерном спектакле в роли Раневской вышла Анжелика Мельничук.

Со спектаклем «Наполеон и Жозефина» дело оказалось куда сложней.

— Жозефина была одной из моих любимых ролей, — говорит Анжелика. — Правда, она мне долго не давалась, было тяжело играть. Репетиции переживала с трудом. Понимала, что надо сделать, делала, но уставала после спектакля, как будто вагон разгрузила… И вдруг, сама не знаю, отчего, словно что-то щелкнуло внутри, я поняла, как надо играть, легко импровизировала, это был какой-то полет для меня, так что даже зал встал на поклоне. Как только поняла, как играть, сразу полюбила этот спектакль.

Конечно же, за двадцать лет на сцене не обошлось и без казусов, и досадных стечений обстоятельств. Однажды в театре поставили пьесу с довольно простым сюжетом и не самой удачной сценической интерпретацией. Продержалась в репертуаре постановка недолго, большого интереса у публики не вызвала, поэтому называть ее не обязательно. У Анжелики там была главная роль — лирической героини в трагически-детективных обстоятельствах.

— Бывает и такое, когда на сцене стыдно находиться, — рассказывает актриса. — Я не поняла, что я делаю, зачем… Должно сложиться так, чтобы актер существовал в персонаже, жил в нем. Не всегда это получается.

Считается, что у каждого актера должна быть заветная роль, о которой он мечтает как о вершине своего творческого самовыражения. Для Анжелики Мельничук таким персонажем была Жанна д’Арк. И однажды в театре приступили к постановке спектакля об Орлеанской деве, утвердили Анжелику на главную роль. Однако актриса ушла из театра, по приглашению знакомого режиссера, во Владивосток. Правда, карьера в Приморье не заладилась, и через полгода Анжелика вернулась — но, увы, роль ее мечты уже была отдана другим артисткам.

Как ни странно, Анжелике Мельничук до сих пор так и не присвоено звание заслуженной артистки России. Хотя давно уж пора. И не только по возрасту — это не та регалия, что полагается лишь за выслугу лет, и из самого названия следует необходимость ее заслужить. Но в том-то и дело, что Анжелика этой, в сущности, формальной пометки в своей биографии как раз заслуживает поболее многих — десятки удачных ролей, многочисленные премии на уровне театра и в различных фестивалях…

— На протяжении десяти лет я слышу о том, что происходит какое-то движение в этом направлении, — говорит актриса. — Это кокетство, когда актер говорит, что ему неважно, есть ли у него звание. Особенно хочет этого моя мама. Все мои однокурсники уже заслуженные артисты. Почему так получается со мной — не знаю… Актер амбициозен и после каждой награды поднимается в своих глазах. Звание заслуженного артиста России — это другая планка, большая ответственность.

Кстати, уже после этого разговора выяснилось, что документы на присвоение Анжелике звания недавно были отправлены по инстанциям, а дело это весьма нескорое…Но, несмотря на проволочки с признанием ее заслуг, актриса и сейчас на гребне волны. Для нее почти во всех премьерах находятся роли. И хотя они по большей части не являются центральными, чувствуется, что каждый спектакль был бы неполным, несколько иным без Анжелики Мельничук.

О возрасте актриса не задумывается — не успевает. Казалось, только недавно вздрагивала, когда ее начали называть на «вы», потом — когда впервые назвали Анжеликой Борисовной. Последний приход молодых артистов в театр — ровесники ее дочери. Но Анжелика не готова покорно уйти в «старики».

Еще в начале этого года мы разговаривали с Анжеликой и она призналась, что скучает по главной роли, которой у нее уже давно не было. Весной приближающаяся относительно круглая дата, при наступлении которой принято называть именинницу «ягодкой», заставила нашу героиню покончить с непродуктивным ожиданием подарка от судьбы и ковать свое счастье самостоятельно. Уже после закрытия сезона в театре состоялась премьера бенефисного спектакля, который они поставили и сыграли вместе с бывшим однокурсником, а теперь коллегой по театру артистом Дмитрием Кишко сами, без помощи режиссера, приняв в свою тесную юбилейную компанию лишь молодую актрису Ксению Огурцову на вспомогательные роли.

Режиссерско-актерский опыт актеров вызвал одобрение у публики, пришедшей поздравить любимых юбиляров. По мнению главного режиссера Владимира Оренова, спектакль вполне имеет право на дальнейшую жизнь на малой сцене, которую скоро откроют в цокольном помещении краевого театра драмы и комедии. Об Анжелике Мельничук у него весьма положительное мнение.

— Прошедший театральный сезон для Анжелики сложился очень удачно, — утверждает режиссер. — У нее было четыре хороших роли, и за Маму Красной Шапочки в «Сказках женщин» она получила специальный приз на краевом фестивале театрального искусства. Сейчас мы репетируем премьеру следующего сезона, спектакль по пьесе Мольера «Скупой», где у нее очень интересная роль — мужская. Такие сезоны — редкость для актера. Анжелика — чудесная актриса, которая сделает честь любому театру, в том числе столичному. У нее потрясающая самоотдача, творческая дисциплина, сосредоточенность, собранность в работе. Чисто теоретически, 45 лет для женщины в театре достаточно проблемный возраст. Ролей на него почти нет, в основном драматурги пишут о молодых девушках, реже о старухах. Анжелика Мельничук в этом отношении — исключение. Она может играть все амплуа — героиню, старуху, служанку, мать, даже мужчину. Гораздо сложнее тем, кто привязан к амплуа, но Анжелика не из их числа. Работать с ней — одно удовольствие!

Сейчас уже поздно и бессмысленно предполагать, как бы сложилась жизнь Анжелики Мельничук, если бы она не стала актрисой. О плюсах и минусах своей единственной и очень любимой профессии она говорит так:

— Я люблю, когда мне дают хорошие роли, когда меня любят режиссеры. Люблю премьеры, успех. Не люблю репетировать, продленки — репетиции, которые продолжаются целый день, глупых партнеров, пьесы, в которых я не занята. Люблю капустники, которые мы устраиваем в театре друг для друга на праздники, где можно подурачиться, похулиганить.

Зрителя не обманешь, тем более в театре. Фальшь, наигрыш, халтура здесь чувствуются сразу и не принимаются категорически. А вот подлинное служение своей таинственной, сказочной, непостижимой обычному человеку и оттого поистине штучной актерской профессии вознаграждается искренними аплодисментами и зрительским признанием. Так, как это всегда бывает на спектаклях с участием Анжелики Мельничук.

Елена РОМАНОВА.

 

Источник: Приамурские ведомости № 70 (7665) 03.07.2013



При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.