Как прожить всю жизнь в мире и согласии, служа в одном театре / Приамурские Ведомости / Елена РОМАНОВА

Дата: 31.07.2013


Лидия Феклистова и Владимир Паршев вместе уже 33 года, из которых последнюю четверть века они служат в Хабаровском краевом театре драмы и комедии. Сложно поверить, что такие крепкие, гармоничные союзы могут существовать среди людей творческих профессий. Конечно же, судьба не обошла их испытаниями и трудностями, но искренняя любовь и бережное отношение друг к другу помогли супругам не только сохранить семью, но и исполнить многое из задуманного в профессии.

Они познакомились в родном для Лидии и чужом для Владимира городе, а теперь и стране — казахстанском Усть-Каменогорске. Юная выпускница училища и к тому времени уже женатый режиссер. Советскую систему распределения кадров принято ругать за невозможность выбора, якобы утрачиваемые кем-то возможности и ограничение свободы личности. Но кто знает, как бы сложились судьбы Лидии и Владимира, не окажись они в одном театре…

Первой в Восточно-казахстанском областном драматическом театре имени Джамбула появилась Лидия по распределению после окончания училища. Уже за первые два сезона сыграла в тринадцати спектаклях из четырнадцати, существовавших тогда в репертуаре. Тогда же в театре должен был смениться главный режиссер, на место прежнего был назначен Владимир Паршев, только что закончивший высшие режиссерские курсы в ГИТИСе у знакового советского мастера Андрея Гончарова. Узнав о том, что режиссер, к которому она поступала, вот-вот будет «съеден» новым, Лидия чуть было не уволилась. Но Паршев, уже имевший на нее планы, заявил: «Вы обязаны отслужить здесь еще год по распределению».

Тогда Лидия еще не подозревала, что у Владимира Дмитриевича на нее не только профессиональные, но и личные планы. Но работа была все-таки прежде всего остального. Едва получив назначение, Паршев тайком приехал в Новокузнецк, где гастролировал Усть-Каменогорский театр, чтобы познакомиться с труппой непосредственно в рабочем процессе. Он собирался ставить «Старый дом» Казанцева для защиты диплома в ГИТИСе, и уже на «Красной шапочке» в Новокузнецке понял, кто будет играть главную героиню Сашу — конечно же, юная Лидия, которая сразу понравилась ему не только как актриса…

— Я так влюбился, — вспоминает Владимир Дмитриевич, — что, когда очередной режиссер сдавал свой спектакль, я сидел в зале и все время оглядывался назад, на ее белый свитерок, так что у меня заболела шея…

Разница в восемнадцать лет, его к тому времени уже скорее формальный, чем фактический брак… У Лидии было много причин избегать этих отношений, и поначалу так и происходило. Но они все же встречались, тайно, в парке, и однажды он признался: «Я не могу без тебя жить!».

— Я поначалу отказала, но потом не устояла, — с улыбкой вспоминает актриса. — Так редко ведут себя мужчины, красиво ухаживают, проявляют настойчивость…

— Я видел в ее глазах живой интерес, вопреки природной скромности, — улыбается в ответ Владимир Дмитриевич.

С заключением брачного союза романтика в их отношениях не исчезла. Иногда они встречались, даже когда бываи в разных городах. Не обошлось без забавных недоразумений. Однажды она приехала к мужу на гастроли в военный городок Ленинск, известный тем, что расположен недалеко от космодрома Байконур (и, кстати, с 1995 года уже носит его название). Мало того, что в городке при СССР существовал пропускной режим, так еще и Владимир Дмитриевич прорвался через серьезные кордоны на военный аэродром, чтобы встретить любимую жену с самолета.

Это редкая удача, когда у режиссера появляется «своя» актриса, а у актрисы — «свой» режиссер. И речь тут не столько о личных отношениях, сколько о работе. Конечно же, Владимир Паршев старался в равной степени занимать подопечных артисток, но Лидия играла во многих его спектаклях.

— Она хорошая актриса, гибкая, — говорит о жене режиссер. — Каждая роль дается ей не сразу, она идет трудным путем…

— Он сильный профессиональный режиссер! — утверждает, в свою очередь, актриса. — Требовательный, но и спектакли его, крепко сделанные, не рассыпаются. Бывало, что не играли один спектакль полтора-два года, а потом за две репетиции вспомнили.

Через семь лет совместной жизни они круто изменили свою жизнь. В 1986 году с областным театром гастролировали по Дальнему Востоку. Потом Владимир Дмитриевич приехал в Хабаровск ставить спектакль «Колея», в котором играли тогда уже признанные корифеи нашего театра драмы. Режиссер пребывал в восторге от города, окрестной природы, театральной труппы, общего весеннего настроения. Поэтому, когда в числе прочих предложений он получил приглашение на постоянную работу в хабаровской драме, то без лишних раздумий прилетел вместе с женой и маленькой дочкой.

Первым спектаклем Владимира Дмитриевича на хабаровской земле в официальной должности стали «Романтики» Ростана, где Лидия сыграла главную героиню Сильветту. Но было бы ошибочно полагать, что режиссер «тащил» свою жену на все центральные роли и вообще использовал служебное положение в семейных целях вопреки требованиям сцены. Например, когда ставил сказку «Жила-была Сыроежка», Лидия просилась сыграть Поганку, но супруг сделал свой, режиссерский, выбор.

За годы службы в хабаровском краевом театре драмы и комедии Владимир Паршев поставил около двадцати спектаклей, где зачастую играл сам. Он говорит: «Проще сделать самому, чем объяснить как надо». Работа исполнителя у него получается не хуже, чем творца. У него хорошая актерская память. Однажды накануне премьеры приезжего режиссера Владимир Дмитриевич узнал, что придется заменить исполнителя главной роли и выучил 45 страниц текста за два дня!

Но однажды ему пришлось покинуть театр. В голодные девяностые было особо неоткуда черпать вдохновение, зритель почти не приходит, актеры тянутся на вольные хлеба, а тут еще на сдаче очередного спектакля кто-то из руководства заявил Паршеву, что надо все переделать. Тогда словно какая-то струна лопнула, и он уволился.

Впрочем, нельзя сказать, что Владимир Дмитриевич изменил профессии. Директор хабаровской гимназии №6 — большая любительница сценического искусства — ввела в обязательную школьную программу предмет «Театр», а Паршев стал преподавателем. Он создал авторскую программу, рассчитанную на школьную десятилетку, открыл там же театр-студию «Сказка». Они ставили детские спектакли, которые играли потом на летних каникулах в детсадах.

Его ученики занимались с удовольствием и спустя годы вспоминают то время и своего учителя с благодарностью. До сих пор на улице к Паршеву подходят. Например, взрослый здоровый мужчина с неподдельной ностальгией в глазах напоминает: «А помните, я играл у вас Мухомора», или лейтенант полиции, которая была Второй Поганкой…

— У детей часто бывают эмоциональные проблемы, зажатость, — говорит Владимир Дмитриевич. — На уроке театра ребенок может раскрепоститься, это помогает ему лучше учиться, общаться.

В те годы Лидия Феклистова продолжала служить хабаровской драме, хоть муж и звал ее также уйти в преподавание, где в те годы были больше и зарплата, и востребованность. Но она отвечала: «Я себя больше нигде не вижу». В театральной профессии, как и в любой другой, бывают разные периоды — и полного затишья, и расцвета. Не зря несколько лет назад в наш театр вернулись из других, как выяснилось, временных профессий несколько ведущих актеров. И Владимир Паршев все же оставил гимназию в пользу театра.

Правда, сейчас он больше играет, чем ставит. Репертуарная политика строго зависит от художественного руководства, и рядовые режиссеры-постановщики здесь скорее исполнители, чем инициаторы новых проектов. Однако некоторые режиссерские опыты Владимира Паршева бывают удивительно живучи. Так, спектакль «Сватовство в Замоскворечье» по Островскому продержался несколько сезонов довольно успешно, за годы существования сменив аж шесть главных героинь. Юные барышни уходили в декрет и возвращались на сцену, заменяя друг друга, а спектакль неизменно собирал зрителя.

Сейчас его судьбу повторяет, а может даже и опережает одна из самых популярных постановок в нынешнем репертуаре театра «Незамужняя женщина». Несколько лет назад понадобилась новая комедия. Владимир Дмитриевич пришел к тогдашнему художественному руководителю Анатолию Шутову с вышеназванной пьесой, получил согласие на постановку, но переписал половину текста, следуя завету еще одного своего учителя Марка Захарова: «Вы должны быть соавтором драматурга».

Очень жизненная, трогательная и романтичная история о любви, которая может нагрянуть и далеко не в юном возрасте, когда уже давно не осталось иллюзий и душевных сил на новые увлечения, нашла зрительский отклик, наверное, гораздо больший, чем могли предположить ее создатели. Достаточно сказать, что на прошлогодних гастролях театра в Благовещенске все спектакли прошли по два раза, а на «Незамужнюю женщину» еще до приезда актеров продали билеты на три вечера.

Сейчас Лидия Феклистова репетирует роль в премьере нового сезона — мольеровском «Скупом». Когда узнала, что она и еще несколько актрис будут играть мужчин, несколько удивилась. Но режиссер будущего спектакля Владимир Оренов «утешил» актрису: «У вас единственной там будут усы!».

С супругами Паршевыми очень интересно общаться, когда они вдвоем — говорят почти одновременно, вспоминая одни и те же истории по-разному, перебивают, но в то же время уважают мнение друг друга. Трогательность и душевность взаимоотношений этих двух творческих личностей постороннему человеку заметна даже на пороге их некруглой 33-летней свадебной даты. В чем же секрет? Сами они, похоже, не особо задумываются, что по нынешней моде на внедрение банальной психологии в каждый дом необходимо «работать над отношениями», и положительные черты своего сосуществования могут привести разве что на конкретных примерах.

— Он никогда не запрещает мне куда-то ходить без него, — рассказывает Лидия Феклистова. — Уважает мою свободу, как я его. Например, он больше любит ходить пешком, а я передвигаться на транспорте. Поэтому домой с работы мы добираемся по-разному, кому как удобно. Знакомые удивляются, а мы уважаем право каждого на свои привычки.

— Действительно, работать в одном театре вдвоем непросто, — говорит Владимир Дмитриевич. — Коллеги обсуждают… Бывает, что дома спорим по рабочим вопросам. Но она у меня послушная.

— Стараемся друг друга поддерживать, — вторит жена мужу. — Относимся друг к другу с пониманием.

И все-таки они умеют разделять сцену и реальную жизнь, работу и быт. И здесь нашли взаимопонимание. Например, Лидия, хоть и не наряжается круглые сутки в боа и перья, однажды устала от кухонных забот. А Владимир Дмитриевич любит готовить. Так и бывает — дома пустой холодильник, и актриса не знает, что с ним делать, уступая место мужу. А тот говорит: «Подожди, сейчас все будет», и вскоре подает обед из трех блюд.

Не раз случалось, что они встречались в одном спектакле, в том числе и в любовных сценах. Лидия признается:

— Это так естественно, мы столько лет вместе, и мне это не мешает. Если мы играем в одном спектакле — хорошо, в разных — тоже. А может быть, мне просто не с чем сравнивать?

— Мне с тобой несложно, — отвечает Владимир Дмитриевич.

И пусть оба давно отыграли пылких влюбленных и растят внуков. Но для них, как настоящих артистов, немыслимо остаться без дела и до сих пор волнительно и страшно сделать первый шаг из-за кулис. Они помнят, что театр — дело непредсказуемое, и их общее жизненное кредо, как говорит чеховская героиня: «Главное — нести свой крест и верить!».

Елена РОМАНОВА.

 

Источник: Приамурские Ведомости / priamurka.ru / 31.07.2013



При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.