Валентина Любичева: "Главная роль женщины - роль мамы!" / ж-л "Образ Жизни", январь 2013 г./ Елена Козыряцкая

 Валентина Любичева: "Главная роль женщины - роль мамы!"

Актриса хабаровского театра драмы и комедии Валентина Любичева, без сомнений, любимица судьбы. Всякий раз, когда она оказывается  на распутье, жизнь сама подсказывает ей верный  путь до следующего перекрестка. Не удивительно, что, рассказывая о себе, Валентина говорит, что в ее жизни, несмотря на множество счастливых случаев, не было ни одного случайного. 

Валентина, вы  закончили факультет режиссуры, то есть не собирались становиться актрисой.  Почему сменили профессию? 

Актрисой я себя никогда не представляла, поскольку в детстве была очень скромной и застенчивой. Когда в 7 классе стала заниматься в детской театральной студии, то поняла, что жутко боюсь сцены. Зато мне очень нравилось наблюдать за людьми, угадывать их характер, подмечать слова и жесты. Это и определило выбор профессии.

Я пошла учиться на режиссера, потому что считала это увлекательным и интересным занятием. Возможно, когда-нибудь я вернусь к этой профессии и попробую что-нибудь поставить, если мне хватит духу и смелости. А актрисой я стала случайно.  После окончания хабаровского института культуры я должна была уехать домой в Петропавловск-Камчатский. Там меня уже ждала работа в Театре кукол, но, видимо, где-то наверху карты моей судьбы легли иначе. Наш студенческий театр «Перебитумба» показал на фестивале Студенческая весна спектакль «Свободная пара». Мы приглянулись Анатолию Александровичу Шутову, в то время директору театра драмы, и он пригласил нас в труппу. Приглашение относилось ко всем выпускникам, занятым в спектакле. В театр пришли двое, а осталась я одна.

 

Как вас приняли в театре? Первая роль – старуха в спектакле «Невеста из Имеретии», не самая подходящая для дебюта.  

Мой приход  прошел спокойно, хотя многие и недоумевали, зачем меня взяли в труппу, поэтому, как такового, дебюта у меня не было. В тот момент шла репетиция именно  «Невесты из Имеретии», где была небольшая роль старухи, которую мне и доверили.  Поскольку моя героиня была старше меня минимум лет на 60, то потребовалось немало грима и, конечно, седой парик. В актерской профессии я была новичком, не знала ничего, поэтому волновалась жутко. Работая на одной сцене с опытными артистами, не хотелось выглядеть хуже их. Поначалу все мои роли были небольшие. Актерская судьба у всех складывается по разному: кому-то везет, и сразу дают серьезную роль, а кто-то оттачивает свое мастерство в эпизодах. Нельзя однозначно сказать, какой путь лучше – у каждого он свой и предсказать его невозможно. Это лотерея - актер не волен выбирать себе роли. Я, едва получив важный, основательный материал, сыграла несколько спектаклей и ушла в декрет. 

Многие актрисы с рождением ребенка выпадают из театрального процесса. А ваша актерская карьера не только не пострадала, а, наоборот, взлетела вверх. Почему? 

Для меня вопрос, что важнее  - карьера или семья,  даже не стоит. Я считаю, что самая главная роль в жизни любой женщины – это роль мамы. Любовь, которую ты отдаешь своему ребенку и получаешь от него взамен, не измерить ничем. В театре же тебя могут любить, уважать, но это будет сегодня… А завтра обстоятельства изменятся и ты будешь забыта. Такова судьба артиста – все, кто вступает на этот путь, это понимают. Я с радостью погрузилась в материнство, правда в театр вернулась, когда сыну было год и четыре месяца. Я рассудила так: больших ролей у меня не было, а в эпизодах и массовке работать  я смогу. Однако меня сразу же поставили вторым составом в новый спектакль по пьесе Камолетти «Ужин по-французски». Я играла Брижжит, кухарку, которая попадает в сложный водоворот событий, причем, успевает не только сориентироваться в нем, но и неплохо заработать. Мне повезло получить роль, в которой я смогла показать себя, выплеснуть весь свой темперамент и накопившуюся энергию. Меня заметили, дальше пошли другие интересные работы. 

Получается, на карьерный рост так повлияло материнство?  

Родив ребенка, я и сама как будто родилась заново! Материнство изменило меня, я стала более эмоциональной, поменялось мироощущение. Ребенок не помешал моей работе, а, напротив, обогатил ее! Хотя совмещать театр и уход за малышом было тяжело, особенно поначалу. Я вышла на работу кормящей мамой,  и в перерывах между репетициями  со всех ног бежала домой на кормление. Еще была сложность с заучиванием текстов. На репетицию надо приходить уже готовым, поэтому тексты мы учим дома.

Я пробовала обманывать Никиту: делала вид, что читаю сказку, а сама с той же интонацией  учила свой текст. Но маленький сын каким-то образом догадывался о подмене и начинал требовать: «Не-ет, хочу сказку!». Сначала нужно было уложить его спать, а потом садиться за работу. Без мамы я бы не справилась! В то время мои родители как раз переехали в Хабаровск, и часть  забот о ребенке взяла на себя моя мама. Сейчас она часто приходит на мои спектакли, смотрит, как я работаю. Она очень меня поддерживает и гордится мной. Поддержка семьи – это важно, если она есть, то все получится! 

А ваш муж, он с театральной среды? 

И да, и нет. Вообще, Николай – один из моих партнеров по тому студенческому спектаклю «Свободная пара» и в театр драмы мы пришли вместе. Но потом он принял решение уйти из театра, чтобы обеспечить нашей семье достойное существование. Он сознательно отказался от реализации своих творческих планов – это серьезный поступок, и я это  ценю. Мой муж – очень творческий человек, у него наготове всегда  множество различных идей. Недавно кто-то из наших друзей даже пошутил: «Вам пора меняться: пусть Николай возвращается в театр, а Валентина  идет на заработки». Возможно, когда-нибудь мой муж так и поступит, вернется на сцену,  но пока он добытчик и кормилец нашей семьи. 

Валентина, режиссерское образование помогает или мешает вам в работе? 

Оно мешает не мне, а режиссеру, который со мной работает! Бывает, что я спорю, так как хочу привнести свое видение. В итоге я подчиняюсь воле режиссера, но про себя думаю: «Ладно, когда-нибудь я сама поставлю свой спектакль». Все мои героини разные, нередко приходится ломать себя и лепить что-то новое. Так было с Верочкой из спектакля «Осенние скрипки». Она нежная, тургеневская девушка – полная противоположность мне самой. Поначалу я была в ужасе: как это играть? Но ничего, справилась. Если мне не хватает собственного опыта,  я начинаю ассоциировать свою героиню с конкретными людьми и наблюдать за ними. Например, для Дианы из «Тектоники» нужно было создать образ женщины-политика. Я смотрела телевизионные  выпуски «Новостей» и обращала внимание, как ведут себя политики-женщины: как они ходят, разговаривают, жестикулируют. С этой точки зрения мне понравилась Валентина Матвиенко, с виду очень женственная, стильная  и ухоженная, но между тем властная и собранная. Иногда я что-то срисовываю со своих друзей или случайно встреченных людей. Но я не копирую, а придумываю некий собирательный образ. С каждой новой ролью актер и  сам меняется, сейчас я стала серьезнее, спокойнее, чем когда-то.

 

Какие роли вам больше по душе -  комические или драматические?

 

Я люблю характерные персонажи - не просто красивых героинь, а женщин со сложной, неординарной судьбой. И не важно, будет ли эта роль на двадцать листов или на два слова! Также интересно пробовать что-то новое, чего никогда не делала раньше. По этой причине мне дорога Сильвия из спектакля «Сидеть! Лежать! Любить!». Она - необыкновенное существо: в  жизни не встретишь такой преданности, такой любви и такого прощения. В реальности мы намного обидчивее, требовательнее, эгоистичнее. Лично я не знаю женщин, которые были бы способны на такую жертвенность и беспредельную любовь. 

В период новогодних праздников в репертуаре многие актрис появляется еще одна   сказочная роль. Что самое главное для профессиональной Снегурочки? 

Быть готовой к любым непредвиденным ситуациям. Работать на сцене - это одно, а общаться со зрителем напрямую – совсем другое. В театре зритель, даже если спектакль ему не нравится,  вежливо досидит до конца. Здесь же  нужно быть мобильным и  не надеяться, что все пойдет по плану. Расскажу одну историю. Однажды мы поехали по адресу поздравлять Машеньку и Витеньку. Заходим с Дедом Морозом в квартиру со словами: «Здравствуйте, здесь живут Машенька и Витенька? Позовите их скорей! Мы издалека спешили, им подарки принесли!» Хозяева – пожилая супружеская пара - буквально застыли в недоумении. Оказалось, что они и есть Машенька и Витенька –  это их взрослые дети решили сделать  родителям такой сюрприз! Когда шок прошел, все дружно хохотали. Кстати, Машенька и Витенька, невзирая на возраст, включились в детскую игру: рассказали стишок, спели песенку, при этом Витенька даже взобрался на табуретку. Потом все дружно водили хоровод и с благодарностью принимали подарки. 

А что с боязнью сцены? Прошла?  

Нет, я по-прежнему очень волнуюсь перед каждым выходом! Стою за кулисами, сердце колотится, давление подскакивает, сама себе командую: «На старт! Внимание! Марш!» Выхожу на сцену и тут же забываю про волнение. Я не знаю другой такой работы, которая требовала бы столько энергии, ведь на сцене нельзя работать в полсилы. Я часто хожу на спектакли в другие театры, стараюсь смотреть гастрольные постановки. У меня есть любимые актрисы из других театров. Смотрю на них и восхищаюсь: «Как она играет?!» Знаю, что на этот вопрос нет ответа, поскольку все идет от личности актера, его  внутренней природы.

Беда хабаровских театров — мобильные телефоны. Москвичи своих зрителей уже воспитали: сама видела, как артисты останавливали спектакль и просили отключить сотовые. Нам бы не мешало перенять это. До сих пор помню, как однажды во время финальной сцены «Тектоники чувств» у кого-то зазвонил телефон, и не один раз... В такие моменты мне хочется остановиться и подождать пока человек не сообщит свое важное: «Да. Я еще в театре...» Но ведь остальные зрители не виноваты, поэтому, выждав микропаузу, я продолжаю работать. Однако внутри у меня бушует настоящая «Тектоника чувств». 

Бытует мнение, что театр, как монастырь, требует от актера отказа от всех других интересов. Вы согласны с этим?

 Нет! Лично я - натура увлекающаяся, у меня много разных интересов. Когда есть время, я посещаю семинары-тренинги личностного роста, так я получаю подпитку – иначе  актеру нельзя. Я учила иностранные языки, шила и вязала, варила крема, занималась йогой, пилатесом и прочими оздоровительными методиками. Правда, все мои увлечения непостоянные:  я быстро загораюсь, но так же быстро охладеваю. Мое сегодняшнее  увлечение – бодифлекс, он помогает мне быть в форме. Успеваю ли я все? Мне кажется, что я ничего не успеваю, все делаю урывками, но я стараюсь. Главное, чему я уже научилась — никогда не нести  профессию домой. Когда спектакль заканчивается, я, как костюм, снимаю свою роль, вешаю ее на вешалку, и становлюсь сама собой. 

 Беседовала Елена Козыряцкая

Прим. редактора сайта: в статье использованы фото Ольги ПОЛОННИКОВОЙ

Валентина Любичева: "Главная роль женщины - роль мамы!" / ж-л "Образ Жизни", январь 2013 г./ Елена Козыряцкая Валентина Любичева: "Главная роль женщины - роль мамы!" / ж-л "Образ Жизни", январь 2013 г./ Елена Козыряцкая Валентина Любичева: "Главная роль женщины - роль мамы!" / ж-л "Образ Жизни", январь 2013 г./ Елена Козыряцкая Валентина Любичева: "Главная роль женщины - роль мамы!" / ж-л "Образ Жизни", январь 2013 г./ Елена Козыряцкая

 

Источник: ж-л "Образ Жизни", январь 2013 г.



Информация опубликована: 30.01.2014 03:29

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.