Дмитрий Астрахан: Всегда с волнением ждешь, как зритель воспримет то, что ты сделал / PRIAMURKA.RU

Все-таки не прав оказался один из героев фильма «Москва слезам не верит», заявив, что наступит то время, когда не станет ни книг, ни театра, ни кино, а будет одно сплошное телевидение. В дальневосточной столице, например, театр не просто жив. Он, на мой взгляд, переживает настоящий зрительский бум.

Не успели поклонники Мельпомены насладиться премьерой спектакля «Козленок в молоке», как их ожидала уже новая. «Леди на день» — так называется спектакль в Хабаровском краевом театре драмы, который поставил известный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Астрахан по пьесе Олега Данилова.

Похоже, еще до премьеры спектакль привлек внимание театралов. Ведь не часто к нам приезжают такие маститые режиссеры. Зрителям, которые знают и любят фильмы Астрахана («Ты у меня одна», «Все будет хорошо», «Перекресток», «Зал ожиданий» и многие другие), конечно же, не терпелось увидеть постановку мастера и на хабаровской сцене. Надежды оправдались: все получили истинное удовольствие и покидали театр в отличном настроении.

Действительно, получилась отличная сентиментальная комедия, действие которой происходит в 30-е годы ХХ века в Америке. Что делать, если жизнь не удалась? Что делать, если от будущего визита жениха — наследника испанского гранда — зависит счастье дочери? Что делать, если отец жениха помешан на титулах и богатстве? Выход один — превратиться в богатую леди на день. Уличная торговка Анни с помощью своих многочисленных друзей и знакомых блестяще справляется с этой задачей.

Великолепно справились со своей задачей и актеры театра драмы, задействованные в спектакле — Виктор Асецкий (ассистент режиссера), Дмитрий Кишко, Евгений Монолатий, Сергей Лычев, Евгений Путивец, Людмила Романенко, Анжелика Мельничук и другие. Зал аплодировал стоя и долго не отпускал виновников торжества. Апофеозом же стало появление на сцене самого Дмитрия Астрахана, который поблагодарил артистов и сказал несколько теплых слов в адрес театра и его преданных поклонников.

Удалось пообщаться с маститым режиссером и корреспонденту газеты «Приамурские ведомости».

— Доволен ли я своей работой? В принципе, да, — считает Дмитрий Хананович. — Хотя премьеру каждый раз переношу тяжело, переживаю. Всегда с волнением ждешь, как зритель воспримет то, что ты сделал.

— Хабаровской публике «Леди на день» пришлась по душе. А как вообще возникла идея поставить спектакль на сцене театра драмы?

— Я хорошо знаю директора вашего театра Алексея Туркалова, мы давно дружим. Он знает мою постановку «Леди на день» и захотел, чтобы этот спектакль был в репертуаре театра драмы. Хороший материал, большая занятость артистов. В общем, желания Туркалова, как руководителя, и мои, как режиссера, совпали. И поэтому я здесь. Что могу сказать о вашем театре? Здесь — уж не знаю, как так сложилось, — подобраны хорошие артисты разных возрастов, что очень важно. Насколько они своевольны? Ну артисты — люди амбициозные. Мне интересно, когда я что-то предлагаю и получаю в ответ какие-то предложения. Но в целом это мирная, творческая работа…

— Дмитрий Хананович, а вам до этого доводилось бывать в Хабаровске?

— Только проездом. Давным-давно я служил на Тихоокеанском флоте. Вначале базировались во Владивостоке, а потом меня перевели в Советскую Гавань. Ехал поездом, и в Хабаровске была пересадка. Помню, была зима, мороз… Но теперь-то я познакомился с вашим городом уже ближе.

— Вы в свое время ставили спектакль «Леди на день» в Московском драматическом театре имени Пушкина и Рижском русском театре имени Чехова. Также являлись режиссером двухсерийного фильма, в котором были задействованы такие известные актеры, как Олег Табаков, Марина Неелова, Инна Ульянова, Александр Калягин… Выходит, что «Леди на день» вам дорога?

— Да, мне нравится эта вещь. Знаю, что каждый раз эта пьеса подолгу шла, театры ее любили и зрители ходили по много раз. Получается такой праздничный спектакль, человечный, оптимистичный, дающий надежду. Посмотрев такой спектакль, зритель уходит из зала с верой в то, что он не одинок в этом мире. Мне кажется, это очень важно. Плюс — тонкая природа юмора. В спектакле все, как в жизни. Есть люди богатые, успешные. Но успех, он ведь призрачный: сегодня ты наверху, а завтра можешь оказаться внизу. Держится все только на человеческих отношениях, дружбе, взаимовыручке, любви близких. Причем каждый новый артист, играющий в «Леди на день», вносит что-то новое. Поэтому я в очередной раз вернулся к этой теме.

А вообще эта идея старого американского фильма, который снял Фрэнк Капра. Картина получилась неплохой, но не выдающейся. Как мне показалось, идея была использована далеко не в полной мере, и поэтому получилось не до конца убедительно. Если бы это был действительно великий фильм, я бы не стал ставить такую историю. Зачем снимать заново то, что уже сделано на высшем уровне, и лезть к чужому успеху? Я вообще против всяких ремейков. Но здесь случай особый. И когда драматург Олег Данилов, с которым мы давно сотрудничаем, написал свою версию «Леди на день», я буквально загорелся этой идеей. Если вы посмотрите тот американский фильм, то почувствуете большую разницу. Данилов, как мне показалось, сделал оригинальный сценарий, точнее выразил главную мысль.

— Вы сняли порядка 25 фильмов, массу спектаклей, сами активно снимаетесь. Как везде успеваете?

— Тяжело, конечно. Но такова жизнь. Я же сам выбрал беспокойные хлопоты эти. Главное, что мне это нравится. Скоро вот выйдет новый фильм Станислава Говорухина по Сергею Довлатову, где я играю роль редактора таллинской газеты. Сейчас занят еще в одной картине для Первого канала. Вот-вот должны появиться на экране еще несколько картин с моим участием, которые снимались год-два назад. Вообще, снимаюсь с удовольствием. Как, например, забыть работу над фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой»?! Большой проект, известные актеры, хорошая роль, как материал для карьеры очень интересный.

— А что для вас интереснее: быть в кадре или руководить процессом?

— В кадре безответственнее, за кадром ответственнее. Если ты артист, то отвечаешь только за свою роль — пришел, сыграл и все. Режиссер же в ответе за весь процесс. Но это приятный труд, если ты, конечно, умеешь это делать и это тебе в радость.

— Дмитрий Хананович, а есть ли у вас любимые фильмы?

— Все свои работы считаю выдающимися (улыбается). Думаю, если человек сядет и будет смотреть мои фильмы подряд, то ему обеспечены два — три неплохих дня. А какие замечательные там актеры — Александр Абдулов, Александр Збруев, Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов, Марина Неелова, Михаил Боярский, Вера Глаголева… По сути, вся галерея звезд здесь присутствует.

— В 1998 году на экраны вышел ваш сериал «Зал ожидания», который, помнится, имел большой успех. Как вы, спустя столько лет, считаете, сбылись ли ожидания героев фильма?

— Это был фильм о приходе капитализма в нашу страну. Мир поменялся: была одна жизнь, наступает другая. И вот едет поезд с людьми успеха. Это как бы символ успешной жизни, которая вроде к нам идет. И выясняется, что не все хотят садиться в этот поезд. Люди разные, и у них разное понимание счастья: одни к чему-то стремятся, другие — боятся перемен. И те, и другие правы по-своему. Пришли ли мы к чему хотели? Наверное, пока еще нет. «Зал ожиданий», «Ты у меня одна», «Все будет хорошо» — это фильмы надежды, пронизанные оптимизмом. Этот дух был присущ и драматургу Олегу Данилову, и мне, как режиссеру. Вот недавно мы сняли фильм «Деточки». Это уже более драматичная и трагичная картина, осмысляющая нашу сегодняшнюю действительность. А с «Залом ожидания» мы тогда, видно, попали в точку. Когда шел фильм, мне звонил знакомый режиссер театра и говорил: у нас упало посещение спектаклей — люди вечерами смотрят твой сериал. Признаюсь, было приятно.

— Скажите, а когда, на ваш взгляд, было интереснее работать режиссеру — в СССР или сейчас?

— Тогда была продюсером советская власть, а сейчас — человек с деньгами. Лично мне легче работалось в эпоху Союза. Потому что тот собирательный продюсер был более разумным: больше, как ни странно, думал об искусстве, чем индивидуальный со своим вкусом. А когда много людей оценивали твой труд, считаю, было легче. Да и результат говорит сам за себя — посмотрите галерею тех картин и нынешних. Счет будет не в нашу пользу. Потому что сейчас, к сожалению, время ремейков. Все хотят приблизиться к чьей-то славе. Но не получается. Я не видел еще ни одного ремейка, который бы соответствовал уровню картин того времени. Так что советская власть, как бы ее не ругали, с точки зрения искусства оказалась более результативной. Такой вот парадокс. Была идеология, и власть этому аспекту уделяла большое внимание. А сейчас смотришь порой спектакль, который кроме чувства ужаса ничего не вызывает. Думаешь: почему вообще это показывают, кто-то ведь должен за этим следить? Помню, пришел с дочкой в театр в Минске на детский спектакль под названием… «Мух-цокотух». Муху играл мужчина, у него были какие-то отношения с Комаром. И возникли совсем иные ассоциации. Ладно, если бы это еще было интересно сделано. Получается унылое зрелище с длинными паузами. В такие минуты хочется воскликнуть: «Товарищи, где обком партии, который бы запретил все это безобразие?» (улыбается). Невольно вспоминается цензура.

— Однако сейчас вроде бы заговорили о цензуре…

— Да, но это, как всегда, палка о двух концах. Вот говорят: нельзя ругаться матом. Да, согласен с этим. Но с другой стороны, список запрещенных слов не определен. Дайте реестр (смеется) таких выражений. Иначе к любому слову можно зацепиться. Нельзя курить и пить на экране. Но, скажите, куда тогда мы денем многие советские фильмы? Не знаешь, как реагировать на такую цензуру.

— Люди старшего поколения в основном очень тепло отзываются о ваших картинах, они им близки по духу. И это замечательно. Скажите, а как к вашим фильмам относится молодежь?

— Недавно снимался в Ярославле в сериале, где играю профессора-маньяка. Гримируюсь. Вдруг подходит молоденькая девушка-ассистентка, внимательно смотрит на меня и говорит: «Я поняла, откуда знаю вашу фамилию.». Ну, думаю, смотрела, наверное, фильм про Высоцкого. А девушка, как оказалось, случайно в Интернете наткнулась на мою новую ленту «Деточки». И ей так понравилось! Потом рассказала маме, друзьям, знакомым. И все они посмотрели этот фильм. Для меня это огромный комплимент. Когда читаю в социальных сетях комментарии 16-17-летних о фильме «Деточки», то понимаю, что мы попали в десятку в зрительском восприятии. Потому что молодежь — это самая трудная аудитория. Такие люди не станут лукавить: если им картина не нравится, они уйдут из зала. У молодежи нет понятия реверанса, они воспитаны на совершено других фильмах. А «Деточки» их реально задели за живое. Не так давно поставил в ленинградском ТЮЗе спектакль «Доходное место». Вроде бы классика, а народу нравится, в зале много молодежи, у нее масса впечатлений. То есть можно заинтересовать и эту аудиторию. Если тема интересная, увлекательно поставлена, все грамотно выстроено и на сцене профессионалы, то успех, считаю, гарантирован. Вот к этому и надо стремиться.

— Спасибо, Дмитрий Хананович, за интересную беседу. И последний вопрос: в ваших планах есть еще постановки в Хабаровске?

— «Леди на день» — моя первая работа на вашей сцене. Посмотрим, как все сложится. В принципе, я готов к дальнейшему сотрудничеству.

Беседовал

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.

Фото с сайта Хабаровского краевого театра драмы.

 

Источник: PRIAMURKA.RU



Информация опубликована: 29.04.2015 13:15


При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Разработка и сопровождение сайта alkis27