Знакомьтесь: "порченый" режиссурой Виктор Асецкий... / региональная пограничная газета России "Граница России / Северо-Восток" № 23 (4095) 15-21 июня 2011 / беседовал Матвей Каргин

Знакомьтесь: "порченый" режиссурой Виктор Асецкий…

Вчера постановкой пьесы "Примадонны" в Петропавловске завершил свой гастрольный тур Хабаровский краевой театр драмы и комедии. Десять сценических работ вынесли на суд камчатских зрителей хабаровские артисты и большинство из них прошли с аншлагом. Особый же успех выпал на долю театральной классики ­ "Горе от ума". Билеты на этот спектакль были распроданы задолго до начала гастролей, и зрители не обманулись в своих ожиданиях. Бессмертное произведение Александра Грибоедова в исполнении хабаровских артистов в очередной раз доказало свою актуальность спустя даже более двухсот лет с момента его написания. Незадолго до завершения гастролей наш корреспондент встретился с исполнителем главной роли пьесы Александра Чацкого - Виктором Асецким.

...Он завораживает зрителя с первых минут появления на сцене и до самого финала держит его в орбите своего обаяния. Снисходительно­холодноватый, даже чуточку надменный - этакий щеголь и франт?­ по ходу пьесы он не просто разоблачает фамусовское общество, но дает ему свою оценку: откровенную, нелицеприятную, а где­то даже беспощадную. И за это местный бомонд отвергает его, объявив сумасшедшим.

Виктор, на мой обывательский взгляд, роль Чацкого Вам удалась. А сами как считаете?

Спасибо за добрые слова, только я не могу объективно сам себя оценивать. Поэтому предпочитаю этого не делать даже, что называется, внутри себя. Есть удовлетворение от роли или нет ­ другое дело. Но оценивать качество своей работы я не могу, потому что прекрасно понимаю: со стороны это может выглядеть несколько иначе, чем я представляю. Пусть зритель оценивает. Это работается для него и за ним последнее слово.

Хорошо, тогда я поставлю вопрос по­другому. Работая над ролью, Вы находили что­то этакое, за что потом могли бы сказать сами себе: вот здесь у меня классно получилось, а здесь не очень?..

Я ­ дисциплинированный актер, во всяком случае, так считаю. И поскольку сам "порченный" режиссурой (закончил режиссерский факультет Хабаровского института искусств и культуры) знаю, что лучше делать так, как говорит режиссер. Поэтому моя задача была довериться постановщику и слушать его. Ведь это он делает спектакль, хотя и с нашей помощью. Поэтому надо сначала понять его мысли, прежде чем делать что­то самому.

Грибоедова на камчатской сцене Вы играли дважды. На первом спектакле я присутствовал и знаю, что принимали вас прекрасно. Как прошел второй спектакль?

По ходу спектакля зритель реагировал несколько иначе. Если на открытии гастролей было такое ощущение, что зал знает Грибоедова чуть ли не наизусть, ловит каждое слово и реагирует соответственно, то на второй постановке все было по­другому, но тоже очень хорошо. Кстати, я отметил одну удивительную вещь. Камчатский зритель очень хорошо реагирует на сатиру.

А я вам скажу, почему. Вы показали спектакль в классической постановке, без всякого авангарда и "собственного" прочтения пьесы, чем сейчас грешат многие театры, в том числе и наш, камчатский. Зритель просто соскучился по классическим постановкам. А если она еще и сделана прекрасно ­ вот вам и весь секрет.

К сожалению, тенденция, когда многие режиссеры считают, что главное в постановке - личное самовыражение, наблюдается уже много лет. Конечно, штука эта важная, но режиссура,­ нас всегда этому учили, и это не я сказал, а авторитетные люди, с которыми не поспоришь, ­ вторична после драматургии. Поэтому, если уж ты взялся за пьесу, будь добр ­ сначала разберись, что хотел сказать автор. И только тогда уже выбирай форму, которая будет наиболее удачна для того, чтобы выразить авторскую мысль. Мой педагог всегда говорил: автор не дурак. Он все равно умнее тебя, ведь это он писал пьесу. Поэтому, если ты пойдешь против автора, останешься в дураках. Возвращаясь же к "Горе от ума" в нашей постановке, мне очень импонирует, что мы не залезли в так называемые новые веяния. Можно ведь было фамусовское общество обрядить в малиновые пиджаки, раздать им мобильники и, тем самым, дать зрителю так называемое собственное мнение. Мол, смотрите, прошло столько лет, а ничего не изменилось. Но гораздо интереснее показать зрителю картинку того мира без всяких искажений и наших видений, чтобы он понял, что действительно ничего не изменилось. И это будет личное открытие каждого зрителя. А оно гораздо дороже, чем если бы нам кто­то со стороны что­то подсказал. Поэтому данная форма подачи пьесы, на мой взгляд, более удачна. 

Виктор, насколько мне известно, это Ваше второе пришествие в Хабаровский краевой театр. Первый раз Вы были приглашены в него в 1994 году, когда еще были студентом третьего курса Хабаровского института искусств и культуры и прослужили здесь до 2000 года. А затем Ваша судьба резко изменилась.

Да, и почти на целых десять лет я ушел из театра на телевидение. Так сложились обстоятельства. В эти годы я много путешествовал. Хабаровский телезритель знает меня как автора программы "Пора отдыхать", а позже - "В мире приключений". Совмещал обязанности режиссера, оператора, ведущего, сам и монтировал ТВ­передачи. В дальних командировках на Барнео или на Сайпан мне, как правило, приходилось одновременно быть по обе стороны камеры?- снимал …самого себя. И все это время тянуло на сцену. Да я, можно сказать, и не отлипал от театра. Постоянно был задействован во всех мероприятиях, проводимых по линии СТД. В 2009 году любовь к театру пересилила, и я вернулся в драму как актер. Участвую в спектакле "Доходное место" Островского. Двенадцать лет назад я играл в нем Белогубова, сейчас - Жадова. Из других ролей?- уже названный Чацкий в "Горе от ума" Грибоедова, Мартин в спектакле "В ожидании седьмой луны" Кайсона, Нелькин в "Свадьбе Кречинского", Лео в комедии "Примадонны" Людвига. Так что прошлый год был очень удачным и на роли, и на режиссуру.

Кстати, а попробовать себя в качестве режиссера не хотелось бы?

Задумки такие всегда были и есть, но сейчас наш театр находится в периоде серьезного обновления и формированию репертуара уделяется особенное внимание. Соответственно, внимание уделяется и тому, кто это будет делать. Поэтому сейчас руководство навряд ли пойдет на такой эксперимент. Хотя вполне возможно, в качестве обновления репертуара, если у нас появятся альтернативные площадки, мои задумки воплотятся в жизнь.

Виктор, как мне рассказали Ваши коллеги, людей в форме Вы почитаете особо. Почему?

Я из семьи военнослужащих, и этим все сказано. В нашем роду по мужской линии все были офицерами, начиная с деда, который прошел финскую, Отечественную и освобождал Курилы от японцев. Затем традицию продолжил отец. Он был связистом, вое­ евал в Афгане и закончил службу в звании подполковника. Его родной брат, мой дядя, тоже связист и тоже ушел на пенсию в звании подполковника. Наконец мой родной брат офицер­пограничник и сейчас проходит службу в Пограничном управлении по Еврейской автономной области. Так что я тоже должен был выбрать военную стезю и даже готовился к этому, но подвело зрение. В старших классах школы оно резко снизилось, и мысль о военном училище пришлось оставить. А поскольку профессию нужно было выбирать, именно поэтому пошел в институт искусств и культуры на режиссуру, хотя до этого даже понятия не имел, что это такое. Просто по натуре я больше гуманитарий, именно этим и был обусловлен выбор вуза.

И должен сказать, что с выбором Вы не ошиблись. Еще одно тому подтверждение - Ваша занятость в репертуаре театра и ярко выраженная творческая индивидуальность. Если не секрет, чем порадуете зрителя в следующем театральном сезоне?

По возвращении в Хабаровск приступим к подготовке трех вещей: молодежной пьесы, сейчас не вспомню автора, с интригующим названием "Убийца". Затем у нас уже запущен мощный проект Сирано де Бержерака и очень мне нравящаяся пьеса, постановку которой я вынашивал еще с институтской поры, но так и не осуществил, ­ "Шум за сценой". Пьеса Майкла Фрейна, откровенная комедия. Но если большинство комедий основаны на любовных треугольниках, то эта совершенно иная. Этакий театр в театре. Чтобы сохранить интригу, не буду раскрывать содержание, но очень надеемся, что в следующий приезд нашего театра на Камчатку мы покажем вашему зрителю эти вещи.

Мы тоже надеемся и ждем. Спасибо за беседу.


Беседовал Матвей Каргин.Фото автора.

http://www.svrpu.ru/psv/4095/130.shtml



Информация опубликована: 15.09.2011 19:05

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.